В верхоянском улусе поймали чучуну?

В середине марта в Верхоянском улусе, в районе села Барылас (название в переводе с якутского означает "ревущий"), в охотничий капкан на волка попалось странное существо. К тому времени как его обнаружили, оно было мертво (что неудивительно при силе захвата "волчьего" капкана). По словам учителя средней школы соседнего наслега Борулах Якова Потапова, находящегося сейчас в Якутске, существо это описывают как примата (причем не детеныша, а взрослого), размером с крупную собаку (длинный хвост, все тело, кроме ладошек и лица-морды, покрыто шерстью). По нашей просьбе Яков Васильевич сделал приблизительный набросок существа, попавшего в капкан. Снежный человек? Напоминаем, что все происходящее не имеет никакого отношения к первому апреля. Факт странной находки частично подтвердил в эту среду и замглавы администрации Верхоянского улуса Лаврентий Илларионович Васильев. К сожалению, из-за плохого качества связи обстоятельного разговора не получилось. Лаврентий Илларионович затруднился дать точное описание, по его версии, это может быть что-то типа "мутанта буучээн (кабарга), с длинным "обезьяньим" хвостом". Напомним, что кабарга (буучээн) - парнокопытное животное, взрослая особь может быть размером с теленка, у самцов выступают острые длинные клыки, хвост маленький, как обрубок. Непонятно также, что случилось с трупом "чучуны". Вроде бы его разорвали собаки, по другой версии, испугавшись злых духов, зверушку похоронили вместе с капканом. Ясно лишь, что по официальным каналам сообщать о находке сразу не стали. Глава Сартанской наслежной администрации Сергей Софронович Слепцов о последнем случае не слышал, однако рассказал нам о встрече с непонятным зверем... осенью прошлого года. Тогда молодой парень случайно нашел мертвое животное, отдаленно напоминающее то ли выдру, то ли бобра, то ли маленькую обезьяну. Значит, не первый случай? Родственники охотника, с которыми нам удалось связаться, сказали, что находка была предана земле с соблюдением старинного обряда (сиэр-туом), чтобы не навлечь на жителей беды и несчастья. Говорят, старики, увидев зверя, сказали всего два слова: "Абаасы кыыла" ("Зверь абаасы"). Нежелание местных жителей связываться с трупом объяснимо. По якутским поверьям, кровь чучуны сводила и охотника, и его семью с ума, а через некоторое время умерщвляла. Итак, снежный человек? Мутант? Сбежавшая от хозяина обезьяна? Последствие ядерных взрывов? Вопросов явно больше, чем ответов. В конце концов, забрел же к нам из Приморья тигр, чучело которого до сих пор красуется в нашем музее. Директор ветеринарной клиники Петр Сыроватский припомнил случай, когда зимой в Якутске у владельца сбежал из дома лемур. Найти его, к сожалению, не удалось, однако кто-нибудь мог видеть и этого "снежного человека". А примерно 12 лет тому назад ученым Института биологии приносили труп "нового вида птиц, доселе неизвестного в Якутии", - это оказался безвинно погибший большой попугай, ранее улетевший из окошка от хозяина. Правда, по данным наших ветеринаров, в Верхоянье нет владельцев зарегистрированных обезьян. По другой версии, животное вполне могло перевозиться контрабандой по магаданской трассе на заказ. Убежав, оно и попало в капкан. Или... Чтобы разобраться в этой увлекательнейшей истории наш корреспондент Елена Тихонова и оператор Михаил Кочетов отправляются в командировку в Верхоянский улус. О результатах поездки читайте в ближайших номерах. Чучуна: история столкновений Хочется, хочется верить в чудо. Давайте хотя бы рассмотрим эту возможность. Итак, что мы знаем о чучуне (снежном человеке)? 26 апреля 1929 года газета "Автономная Якутия" напечатала статью "Чучуна". Она опубликована к сведению якутской экспедиции Академии наук СССР. Вот выдержки из этой статьи: "Верхоянцы (!) утверждают о существовании неизвестного до сих пор племени на севере. Верхоянцы знают, что чучуна - не фантазия. Есть и очевидцы". В статье дается и описание чучуны: "...высокого роста, крепкого телосложения, одет в звериную шкуру, имеет очень длинные волосы, развевающиеся при беге, вооружен луком со стрелами, сторонится местных жителей, иногда забирается в погреба за съедобным, бегает очень быстро (быстрее лошади). Отмечен один случай, когда ночью в виде забавы бросал в юрту небольшими камнями". В этой же статье пишется о том, что в начале 1928 года секретарь Верхоянского окркома ВКП(б) Новгородов в своем отчете в Якутский обком партии упомянул, что рассказы о чучуне - не легенда, а действительность. По его сведениям, коммунист Шадрин специально проверил сообщения о чучуне и целиком подтвердил. Любопытный документ от 9 марта 1929 года хранится в партийном архиве бывшего Якутского обкома КПСС: "Выписка из протокола заседания комиссии по выявлению и изучению памятников природы и старины при Западно-Сибирском отделе Государственного русского географического Общества, состоявшегося 9 марта 1929 года. Слушали: 1. Сообщение профессора П.А. Драверта и студента Сибирского института с/х и лесоводства Д.И. Тимофеева "Люди-мулены и чучуна по сказаниям тунгусов и якутов". Докладчики знакомят присутствующих с распространенными среди якутов и тунгусов Якутии мнениями о существовании в горах Джюг-джюр и в северных горных хребтах Якутского края какого-то пока загадочного народа, известного у якутов и аянонельских тунгусов низовьев Яны под именем "чучуна". Насколько известно, в литературе нет никаких сведений об этом народе. О случайных встречах с ними тех или иных отдельных лиц, преимущественно охотников-промышленников, существуют только недостаточно проверенные рассказы. По этим рассказам, "мулены" и "чучуна" рисуются как люди, стоящие на очень низкой ступени, развития живущие в одиночку, иногда в пещерах гор. Носят подобие одежды из звериных шкур, имеют вооружение из копья, лука со стрелами, массивного грубо сделанного железного ножа. К поясу привешивается огниво. Иногда "мулены" и "чучуна" делают нападения на охотников и редких путников в районе их обитания - незаметно, как зверь, прокрадываясь к ним на близкое расстояние и выпуская в них одну за другой весь запас своих стрел. При всех нападениях "мулен" обычно издает пронзительный свист, который устрашающе действует на психику подвергающегося нападению. По словам докладчиков, отсутствие надлежащих данных о существовании этого загадочного народа, если действительно это особый народ, а не просто одичавшие, психически больные или по каким-либо другим причинам удалившиеся из общежития представители существующих народностей ("мулен") - в переводе на русский язык - разбойник, объясняется, надо думать, еще и тем, что в силу суровых законов жизни Крайнего Севера столкновение с муленами кончается обычно смертью одного из встретившихся и поэтому якуты или тунгусы весьма редко рассказывают о своих встречах с "муленами" и "чучуна", опасаясь ответственности за их уничтожение". В журнале "Будущая Сибирь" (N6 за 1933 год) была напечатана статья профессора-геолога Петра Людовиковича Драверта, путешествовавшего по низовьям Лены и Индигирки. Он передал свои впечатления о рассказах местных жителей про диких людей - мюленов и чучуна. В статье приводятся выдержки из дневника якутского студента, знакомого Драверта Д.И. Тимофеева, задокументировавшего рассказы тунгусов и якутов. "Когда остановишься на ночлег, растянув палатку, - писал Д.И. Тимофеев, - разведешь костер, сидишь за ужином, мюлен подкрадывается к тебе между кустами, как осторожный охотник, вооруженный луком, иногда камнями... Ростом он ниже среднего (другие говорят - выше). Волосы совсем не стрижены, большая часть лица покрыта шерстью. Одежда у него из звериной шкуры, шерстью наружу. На ногах - нечто похожее на торбаса (вид северной меховой обуви); вокруг головы натянута лента, представляющая головной убор. Вооружение - лук. На поясе привешен нож. Имеет огниво. Язык производит отдельные нечленораздельные звуки. Подкрадываясь к ночлегу путешественников или к чуму туземных жителей, мюлен обстреливает их из лука или бросает камни. Истратив запас стрел, убегает. Предполагают, что мюлены живут в пещерах". Очень похоже описан и народ чучуна - обитатели северных хребтов. Из собранных Тимофеевым сведений Драверт выделял как необъяснимые особенности привычку диких людей издавать перед нападением оглушительный свист, который производит ошеломляющее впечатление на человека, а также отсутствие в рассказах упоминаний о "семейной" жизни мюленов и чучуна. Никто не встречал их поселений, женщин и детей. Описывались только редкие случаи похищения туземных женщин дикими охотниками. Переданная Дравертом в иркутскую редакцию журнала "Будущая Сибирь" статья вызвала большой переполох. Дабы застраховать себя от недоуменных писем читателей и возможной негативной реакции властей, редакция в этом же номере журнала поместила "нейтрализующую" рецензию этнографа Гавриила Васильевича Ксенофонтова. Отстаивая мифологическое происхождение этих историй, Г.В. Ксенофонтов, тем не менее, приводит весьма реалистические рассказы местных жителей, например, 65-летнего якута Афанасия Винокурова: "Чучуна снимает шкуру с дикого оленя целиком, как мы сдираем шкуру с зайца, и натягивает на себя. Когда высохнет шкура и начнет сжимать его тело, он заводит такую же новую одежду. Говорят, он, подобно медведю, роет себе нору в земле. Люди редко встречаются с ним, но всегда видят его убегающим. Он будто бы бегает с быстротой летящей птицы. Ходит всегда один, при виде человека убегает". Но основной вывод Гавриила Васильевича: чучуна и мюлены - это духи гор, тайги и тундры, персонажи фольклора, не имеющие под собой никакой фактологической основы. В 1975 году в Москве вышла книга этнографа И.С. Гурвича "Таинственный чучуна. История одного этнографического поиска". Автор после долгих описаний свидетельств очевидцев приходит к выводу, что чучуна - это волею судьбы заброшенные в Якутию чукчи. По его версии, встречи с дикими людьми в якутской тундре и тайге вплоть до конца 50-х годов во многом объясняются появлением в этих местах отверженных одиночек - охотников-зверобоев с Чукотки. Оказывается, пропавших охотников некоторое время ждали, но, когда, по всем расчетам, сроки спасения проходили, их "хоронили", и обратный путь в племя им был заказан. Якутский ученый Семен Николаев (Якутск) утверждает, что чучунаа - "самый примитивный палеоазиат Сибири, веками уходивший от наседающей с юга цивилизации, ныне полностью истребленный". Материальных доказательств существования снежного человека не существует. Пока не существует?

top