Душа, я тебя знаю!

Мгновенно стала бестселлером книга в двух пухлых томах, опубликованная британским исследователем, доктором Ианом Стивенсоном. Материал для книги он собирал тридцать лет, и прежде чем она появилась на книжных прилавках, о ней поведал читателям научный обозреватель газеты "Санди телеграф" Роберт Мэтьюз, статью которого озвучила на весь мир радиостанция Би-би-си, у нас ее изложил "Эфир-дайджест". А посвящена книга загадке, волнующей человечество с незапамятных времен: реинкарнации - переселению душ. ОБ ИНОМ воплощении, переселении души после смерти в другое тело учит индуизм - одна из мировых религий. Да и вообще на Востоке эта гипотеза чрезвычайно распространена. И опирается она на солидный моральный фундамент: от того, как ты распорядился данной тебе свободой совести, как прожил первую жизнь, зависит и твоя очередная судьба. Все, что в первой жизни ты сделал плохого, сколько сотворил зла, все отольется тебе в жизни второй. И наоборот: добрые дела, сотворенные в жизни первой, сделают счастливой вторую жизнь. Впрочем, доктор Стивенсон в такие тонкости не вдавался. Он лишь скрупулезно собирал факты - абсолютно проверенные, официально зарегистрированные, а потому несомненно подлинные. И таких фактов за тридцать лет поисков у него набралось более пятисот. В своей работе Иан Стивенсон не позволил себе встать на чью-либо сторону - не примкнул ни к сторонникам реинкарнации, ни к ее непримиримым противникам из числа представителей официальной науки. Факты, только факты, а точнее говоря, артефакты - явления, необъяснимые с помощью знаний, которыми мы на сегодня владеем. А таких артефактов, если покопаться, немало. Те же знаменитые НЛО, например. Или небольшой холм в Уйгурском автономном районе китайской провинции Ганьсу. Чтобы спуститься с его вершины, автомобилисту приходится использовать всю мощность двигателя, а вот при подъеме на холм приходится ставить ручку коробки передач на нейтраль и притормаживать: автомобиль сам мчится вверх под влиянием какой-то неведомой силы. Вылитая из ведра вода тоже течет здесь вверх по склону. Такие уникальные холмики есть и в других странах, один, в частности, в Грузии. Объяснить это явление наука пока не может, однако факт его существования зафиксирован официально. Вот и, перечисляя факты реинкарнации, Стивенсон старается сохранить абсолютно нейтральный тон. В такой осторожной позиции глубокий смысл. Бытует расхожее выражение: факты говорят сами за себя. Но сколько уже раз в истории науки явления, не допускающие, казалось бы, иного толкования, вдруг оборачивались совершенно неожиданной стороной, после того как были рассмотрены через призму новейших знаний. И не исключено, что бесспорные факты, собранные Стивенсоном, окажутся следствием каких-то непознанных нами процессов, происходящих на основе законов Вселенной, о которых мы пока не имеем ни малейшего представления. Вот лишь один из фактов, который упомянул в своей статье Роберт Мэтьюз. В 1935 году турецкая полиция выследила матерого убийцу Кемаля Хайяка. Дом, в котором он остановился со своим братом, был окружен и подожжен. Осада кончилась тем, что оба брата застрелились. А спустя три дня в этом же городе родился мальчик, которого назвали Дахам Фахрити. Никаких родственных отношений с погибшими бандитами у его семьи не было. В два года он начал говорить. И тут выяснилось, что он откуда-то знает историю Кемаля Хайяка, причем подробно. Например, последнюю сцену и последние слова Кемаля в горящем доме за секунду до самоубийства. Когда мальчик подрос, он перестал откликаться на свое имя, требуя, чтобы его называли Кемалем. История эта получила огласку, и проведать мальчика приехала сестра бандита. Ребенок стал рассказывать ей эпизоды из детства Кемаля, причем такие, которые никто, кроме семьи, не мог знать. А последние сомнения рассеяли родители Дахама. Оказалось, что с самого рождения на голове у мальчика были две странные отметины вроде заживших ран. Одна - под челюстью, куда Кемаль приложил дуло пистолета, другая - на затылке, где пуля вышла наружу. Подобных скрупулезно проверенных историй, повторяю, доктор Стивенсон описал более пятисот. Но любознательный британец отнюдь не первый исследователь, заинтересовавшийся этим вопросом. Похожие истории накапливались и накапливались, становясь достоянием гласности. И уже нашли свое отражение в художественной литературе. У Джека Лондона и Артура Конан Доила есть великолепные рассказы на эту тему, причем сэр Артур уверял как-то в письме к приятелю, что описал действительный случай. Герой его рассказа, вполне положительный шотландец, осматривал вместе с супругой развалины старинного римского замка. Вдруг что-то изменилось вокруг, какая-то дымка окутала на мгновение старинные камни, которые вновь стали замком, и шотландец ощутил себя разъяренным варваром, бравшим этот замок приступом. В стычке он убил римского воина на глазах у его жены, которую прихватил как военную добычу. И страшно закричала его супруга, которая увидела себя этой самой женой римского воина, ставшей добычей варвара тысячелетия назад. Так что подобные феномены давно известны. Один из последних - история десятилетней английской девочки (по просьбе родителей полиция не назвала журналистам ее имени). Проснувшись однажды утром, она, ко всеобщему изумлению, заговорила на каком-то чужом языке. При этом она совершенно не понимала по-английски, не узнавала родителей и все время чего-то боялась. Медицинский консилиум установил, что девочка совершенно здорова. А приглашенные специалисты определили, что маленькая англичанка утверждает на чистейшем испанском языке, что она вовсе не англичанка, а испанка и живет в Толедо на такой-то улице. Вернее, жила, потому что молодой сосед из ревности ударил ее ножом. Испанская полиция проверила этот рассказ - все сошлось. Действительно, в Толедо на этой улице и в этом доме жила 22-летняя девушка, которую однажды нашли убитой. И старики родители до сих пор оплакивают ее. Тогда взялись за соседа, тоже уже изрядно состарившегося, и он признался в преступлении. Эту историю подхватили газеты всего мира, ошеломляя обывателей. Но не ученых. Для них такие факты были не в диковинку. Этот бум они уже пережили. А начался он в 70-х годах, когда двенадцатилетняя Елена Маркард из Западного Берлина, сбитая автобусом, получила тяжелую травму. Придя в себя, она вдруг заговорила на чистейшем итальянском языке, которым раньше, естественно, не владела. Девочка утверждала, что ее зовут Розетта Кастельяни, что родилась она в Италии в 1887 году и умерла там же в 1917-м. Когда ее отвезли по указанному ею адресу, оказалось, что в этом доме живет дочь давно умершей Розетты. "Это моя дочь Франса", - без колебаний указала на старушку юная Елена. Совсем недавний случай - с филиппинским крестьянином, в которого ударила молния. Три недели он лежал между жизнью и смертью, разговаривая в бреду на каком-то незнакомом языке. Им заинтересовалась контрразведка, определившая, что неграмотный хлебопашец говорит по-японски, причем изъясняется так, как высококультурный интеллигент. Ясное дело - шпион. Когда крестьянин все же выздоровел, ему пришлось гораздо больше времени провести в застенках контрразведки, пока бдительные "органы" не убедились, что к шпионажу он не имеет никакого отношения. Разумеется, выздоровев, он, как и раньше, не знал по-японски ни слова. Тяжелая травма - вовсе не обязательное условие для возвращения в прошлое. Чаще всего такой феномен происходит без всяких видимых причин. Как это случилось с индийским мальчиком Титу, который вдруг заявил, что зовут его Суреш Варма, он владелец магазина в Агре, у него жена Ума и двое детей. Перепуганные родители поехали в Агру. Оказалось, что там действительно жил торговец Варма, пять лет назад убитый выстрелом в голову. При встрече с вдовой покойного и его детьми Титу узнал всех троих. Любопытно, что в том месте, где у покойного была рана, у Титу большое родимое пятно. Подобных случаев в истории письменно зафиксировано более тысячи. Доктор Стивенсон отобрал из них половину, как он сам считает, наиболее вероятных. И все же в конце книги не удержался от своего намерения ограничиться одними фактами. Ученый есть ученый, и не сделать какие-то выводы из полученных материалов просто не смог.Но он отнюдь не утверждает, что реинкарнация - единственное объяснение подобных феноменов. "Я утверждаю только то, что во многих случаях она представляется лишь наиболее правдоподобным объяснением, - говорит он. - Добросовестный естествоиспытатель просто вынужден поставить вопрос о наличии третьего фактора, формирующего человеческую индивидуальность. Первые два общеизвестны - это генотип и среда. Третий фактор я определяю как заимствование некоторых психофизиологических характеристик из прежних жизней. По-моему, формирование человека начинается задолго до зачатия и рождения". Очень осторожно сказано. И все же без прежних жизней ученый не обошелся, хотя душу никак не упомянул. И, возможно, он прав. Возможно, душа уходит вместе с телом в небытие, а память о других жизнях приходит к нам на волнах каких-то процессов во Вселенной, о которых, как я уже говорил, мы пока не имеем никакого представления.

top