Град Китеж охраняет гигантская рыба?

Об озере Светлояр в Воскресенском районе Нижегородской области уже не одно столетие ходят самые невероятные слухи. Считается, что этот обычный с виду водоем обладает большой духовной силой; он исцеляет человеческие недуги, снимает порчу и даже продлевает жизнь. Были случаи, когда верующие оползали Светлояр на коленях, стремясь получить хоть малую частичку его святости. А местные школьники и студенты, надеясь на хорошую отметку, накануне экзаменов совершают вокруг озера пешие прогулки. Местные жители говорят, что познать его тайны простому смертному не суждено никогда. В Светлоярское чудо надо просто верить. Преданья старины глубокой История возникновения главной легенды Светлояра - о славном граде Китеже - корнями уходит в XII-XIII века нашей эры, когда на Руси свирепствовали междоусобные княжеские войны и начались набеги татаро-монголов. Древние летописи свидетельствуют, что малый и большой грады Китежи на берегу Волги, в районе нынешнего Городца и на озере Светлояр, построил великий князь Георгий Всеволодович, правнук самого Владимира Красное Солнышко. Согласно преданиям, хан Батый, завоевав Суздальскую Русь, направил свои войска на Китежскую Русь. На Волге и состоялась первая битва князя с войском хана. "Была сеча великая и кровопролитие, - писал китежский летописец. - Тогда у благоверного князя Георгия было мало воинов, и отступал князь от нечестивого царя Батыя вниз по Волге в свой Малый Китеж". Все закончилось тем, что Георгий Всеволодович вскочил на коня и тайно решил перебраться к Светлояру. За ним была погоня, и, по еще одной красивой легенде, лошадь князя оступилась в лесу, а из-под копыта неожиданно забил фонтан воды. Хан посчитал это плохим знаком и повернул своих людей назад со словами: "Проклятая земля!" То место, где оступилась лошадь, считается святым до сих пор и называется Кибелекским ключом святой воды. Близ него есть три могилы с крестами. Одни говорят, что там похоронены три богатыря из войска князя Георгия, другие утверждают, что это - монахи-схимники. Но, так или иначе, могилы эти принято обходить три раза с молитвой и лишь после этого набирать воду из ключа, который находится в полутора километрах от Светлояра. Вторая битва, как говорится в летописи, прошла в Большом Китеже. Дорогу туда хану указал не выдержавший пыток Гришка Кутерьма, человек из войска князя Георгия. Когда враги подошли к граду, земля разверзлась, укрыв Китеж вместе с благоверными старцами, которые молились за его спасение. С тех пор, согласно легенде, город Китеж стал невидимым. И лишь наиболее просветленные люди могут услышать на Светлояре звон колоколов, а в водах озера узреть отражение храмов. Два года назад учительница одной из школ Нижнего Новгорода, приехала со своим классом на Светлояр на экскурсию. В память о поездке женщина сделала несколько фотоснимков. Когда фотографии были отпечатаны, на одной из них проступило призрачное изображение церковного купола без креста. Что скрывают водолазы? В советские времена легенду о граде Китеже пытались искусственно предать забвению. На озере был построен пионерский лагерь, куда свободно проезжали легковые и грузовые машины. - Ни в одном учебнике истории не было легенды об озере Светлояр, - говорит художественный руководитель детского этнокультурного центра "Китеж" Людмила Жебель. - Хотя о нем писали и Короленко, и Мельников-Печерский, и Пришвин. А Римский-Корсаков посвятил ему свою оперу "Сказание о невидимом граде Китеже". Сам Максим Горький приходил к этим святым местам пешком. Но, как это ни удивительно, впервые о Светлояре я узнала, прочитав книгу латышского писателя Рихарда Рудзитыса "Братство Грааля", где проведена параллель между разными легендами мира: священной страной Шамбалой, братством Грааля, таинственной страной Беловодье и, конечно, градом Китежом возле села Владимирского. Но никакие запреты не смогли удержать людей от посещения озера. В годы Великой Отечественной войны старики совершали вокруг Светлояра паломничества, молясь за ушедших на фронт земляков. А прошлым летом туда даже пришел пешком молодой чех. Он долго ходил вокруг озера, молился, а потом исчез в неизвестном направлении. Российские и иностранные ученые не раз спускались под воду Светлояра, бурили землю возле берега в поисках следов града Китежа. Но эти попытки не увенчались успехом. Более того, с некоторыми дотошными людьми происходили серьезные неприятности. Около 20 лет назад Светлояр хотел исследовать приезжий гидробиолог. После нескольких погружений в воду у него резко поднялась температура. Мужчина обратился к врачам, но они не смогли даже поставить диагноз: неведомое заболевание развилось без каких-либо объективных причин. И только тогда, когда гидробиолог уехал из этих мест, болезнь отступила сама собой. Однажды в окрестности Светлояра приехал собирать грибы житель Нижнего Новгорода. Домой он не вернулся ни в этот день, ни на следующий. Родственники забили тревогу. Поисково-спасательные работы результата не дали. Мужчину объявили в розыск. А через неделю он вернулся домой живой и невредимый. На все вопросы отвечал уклончиво: мол, заблудился, плутал по лесу. Потом вообще сказал, что у него был провал в памяти. Лишь позже он признался своему другу, который его специально подпоил, что был в невидимом граде Китеже, где его встретили чудотворные старцы. "Как докажешь? " - спросил приятель. И тогда грибник достал кусочек хлеба, которым его угощали в Китеже. Однако в один миг хлеб превратился в камень. Еще говорят, что в одном из музеев до переворота 1917 года якобы хранилось письмо на старославянском языке, которое было адресовано от сына к отцу. Содержание его сводилось к следующему: молодой человек оказался в Китеже благодаря какому-то чуду и просит своих родителей не хоронить его раньше времени. В недавнем прошлом на дно Светлояра погружались водолазы. Самое интересное, что они никому не рассказывают о результатах своих исследований. По слухам, дна они так и не нашли и были весьма напуганы этим обстоятельством. Не может же водоем быть бездонным! Существует поверье, что тайны озера охраняет чудо-рыба, некое лохнесское чудовище, только на русский лад. Убежденные материалисты в пику верующим говорят, что максимальная глубина Светлояра составляет 30 метров. Происхождение его карстовое. Есть и другая версия. Ее сторонники утверждают, что озеро образовалось благодаря падению метеорита. Косвенным подтверждением этой теории может служить правильная форма чаши водоема (круг), большая глубина и наличие камней в окрестностях. Кстати, о камнях. На одном из них, опять-таки по преданиям, оставила свой след Богородица. Отпечаток довольно четкий и глубокий, но соответствует размеру ступни ребенка. Рядом с этим святым камнем недавно построена церковь, куда ходят молиться приезжие прихожане. Есть еще более фантастическая легенда об озере Светлояр. Местные говорят, что оно имеет подземное дно и соединяется с водами озера Байкал. И опять никакого подтверждения этому найдено не было. Впрочем, и опровергнуты эти народные поверья не были. - Не надо искать никаких доказательств, - считает Людмила Жебель. - Просто так, на голом месте, легенды не возникают. А у людей есть вера, и это самое главное. Кстати, уфологи из Москвы, которые недавно здесь работали, четко зафиксировали своими приборами, что район озера Светлояр - аномальная зона. По их мнению, здесь существует некий энергетический столб, невидимый обычным зрением. Его еще часто называют тонким планом, четвертым измерением. И только верующие, просветленные люди могут видеть его. Святыни и бизнес Сегодня Светлоярское озеро весьма привлекает бизнесменов и политиков. Имя святыни неоднократно пытались использовать в своих склочных интересах разные политические деятели. К примеру, Сергей Воронов, участвовавший в позапрошлом году в выборах главы администрации Воскресенского района. Большая вывеска с его именем до сих пор украшает вход в березовую аллею. Бывший нижегородский могильщик Воронов, слава Богу, пока еще не канонизирован. Поэтому и не удостоился чести, чтобы его имя находилось рядом с именами таких людей, как, например, князь Георгий Всеволодович. Недавно рядом с озером началось какое-то подозрительное строительство. Местные жители говорят, что тут будет автозаправка. Действительно, недалеко от берега, на дне свежевыкопанного котлована лежат огромные цистерны. Жителей Владимирского насчет будущего сооружения держат в неведении, наверное, чтобы не бузили раньше времени. По селу поползли слухи, будто бы около озера появятся всего лишь очистные сооружения. Однако даже непосвященному в тонкости строительного дела понятно, что такие большие емкости для этого не требуются. С 1998 года озеро Светлояр объявлено памятником федерального значения. При этом святыню оберегает и охраняет всего-навсего горстка энтузиастов под руководством директора детского этнокультурного центра "Китеж" Алексея Грозы. Кстати, в Центре, который открылся пять лет назад в бывшем здании земской школы, действует музей, часть экспонатов которого посвящена легендам о невидимом граде. Любопытно, что музейная коллекция собрана местными школьниками, которые приносили сюда предметы старины, найденные в селе Владимирском. Это жерновки, прялки, кузнечные меха, старинные набивки с древними славянскими символами, короба, корчаги. В центре "Китеж" дети занимаются гончарным и глиномесным делом. Людмила Жебель обучает их старинным русским ремеслам. А в свободное время школьники села выходят на уборку озера от мусора, который остается после посещения отдыхающих. Да ладно бы мусор, некоторые вандалы ухитряются срезать у берез кору для растопки своих костров. Приезжают на своих машинах прямо к берегу, а иногда и моют их в святых водах, несмотря на запрещающие знаки. - Экологический баланс озера за последние годы нарушен, - говорит Людмила Жебель. - В отдельных местах оно стало заболачиваться. Причиной тому, видимо, стал мост, который нарушил сток воды. Да и много за последнее время появилось купальщиков. Ведь озеро - это живой организм. Стоит что-то сделать не так, и оно начинает болеть. И все же хочется верить, что паломники и власти когда-нибудь образумятся, перестанут наносить вред Светлояру. Ведь град Китеж, как говорят легенды, будет пребывать в незримом состоянии до "конца времен", то есть до второго пришествия Христа.

top