I Декада водолея - пятерка мечей

"инвенция","поражение" (свобода вдохновения) Знаки воздуха (Весы, Водолей, Близнецы) следуют по кругу Зодиака за знаками земли (Дева, Козерог, Телец) и опираются на их практический фундамент. Поэтому первая декада Водолея, как и двух других воздушных знаков, наиболее связана с материей жизни. Она являет собой неожиданные возможности мира как выход из тупика материи и ставит перед человеком задачу ими воспользоваться. Эта декада относится к сфере Гебуры, и в этом смысле она предполагает пробуждение воли к мышлению, которая служит залогом победы. Без собственного импульса мысли можно не увидеть разгадки. Или просто уклониться от столкновения с действительностью, не воспользовавшись силой человеческого разума. Эти три возможности описывает карта Таро: на ней изображены три фигуры после боя. Победитель несет три меча -- решение в его руках. Фигура на заднем плане побеждена и плачет: ее меч сломан, мысль не преодолела сложной ситуации. А фигура на переднем плане удаляется, отложив меч: она сочла за лучшее подчиниться внешим обстоятельствам, не реализовав свое право человеческой свободы действия. Пятерка мечей символизирует три настроя ума, который должен решать: идти ли ему в битву с материей или пока отступить (рис.). На карте Кровли пять кривых мечей-сабель непохожи друг на друга (как противоречивые внутренние тенденции сознания). Розы предшествующих карт (декад Весов), подчеркивающей гармонию и результат мысли, на рисунке нет. Она полностью распалась на лепестки, которые расположены вокруг мечей, образуя перевернутую звезду. Звезда символизирует нисхождение духа: идея переходит в эмоцию. Это на время делает мысль недееспособной, и лезвия сабель повреждены: мысль ослаблена чувством. Но именно такой процесс внутренней дезинтеграции и столкновения высокой мысли (как должно быть) с чувством (как есть) рождает искусство. Понимание материальных моментов жизни делает эту декаду наиболее теплым отрезком холодного зимнего знака Водолея, которому доступна человеческая психология. Это подтверждают имена целой плеяды писателей, родившихся в это время: Бернса, Стендаля, Чехова, Салтыкова-Щедрина, Эренбурга и других, в творчестве которых эмоциональное проникновение в проблемы приближает нас к новому взгляду на мир. Первая декада Водолея, рождая мысль из неразрешимости и неразделенности самой материи, творит как бы на пустом месте, чисто интуитивно -- отсюда возможность поражения. Победой здесь является субъективное озарение, которое чаще всего сопутствует художественному творчеству. Оно не дает рационального и потому до конца надежного ответа на возникающие вопросы сознания, но само является ответом. Так любой символ ставит вопрос и одновременно дает ответ, задача человека -- осознать его. Мыслительный процесс здесь скрыт: как за лепестками карты мы не видим розы, так немыслимо и непредставимо творчество первых небесных демиугов: библейского Саваофа, из ничего творящий свет, или индийской Адити -- безграничного простора, породившего богов Вселенной. Символ этой декады -- крылья. Она символизирует качества ясности ума, легкости восприятия и изобретательские таланты - отсюда ее название "инвенция" (находка, изобретение). Ее характер отражает сочетание васильково-голубого цвета небес со светло-желтым солнечным свечением: оно создает ощущение открытости, легкости творчества и освобождения от проблем, беззаботности. Эти люди откровенны и свободолюбивы, альтруистичны и верны дружбе. Свобода творчества, раскрывающая стремления мысли, делает мир ясным и светлым, являет его красоту и расширяет горизонты. Этот вдохновенный свет льется из музыки Моцарта. Его отражают картины основателя импрессионизма Мане, а творческий размах этой декады являет Исакиевский собор и Александрийская колонна Монферана. Первая декада Водолея чувствует свободу преобразования объектов мира. Стремление к обновлению питает творческое воодушевление этой декады. Правит ей созидательница-Венера, позволяя небесному свету творчества озарить материю вещей. Но в отличие от также склонных к искусству Весов, цель I-й декады Водолея -- не создание мира, а его расцвечивание теми красками, которые предшествовали ему,-- что сопоставляет ей мифологический образ радуги-Ириды. Первая декада Водолея устремлена к новым, возможно, пока существующим вне мира, возможностям материи. Участвуя в природном процессе преобразования, человек освящает материю идеей духа. Но его творческий процесс может быть как удачным, так и неудачным для самой материи. Преобразование подразумевает риск, и, как известно, при реформах больше страдает не реформатор, а реформируемое. Творческое намерение первой декады передает материальный объект в безличную сферу мысли, и тем снимает ответственность за него с его преобразователя. Так первый демиург Уран поначалу рождал чудовищ и снова уничтожал их, пряча нелицепрятные последствия своего творчества в недрах земли. Поэтому очень хороши результаты первой декады Водолея в искусстве и технике, и хуже, когда изобретения касаются жизни -- особенно, если речь идет об оперировании чьей-либо собственностью. Водолей не несет за нее ответа. А когда чье-то становится ничьим, это рождает анархизм и разруху -- и может оставить всех, причастных к процессу трансформации, у разбитого корыта. Этот образ подтверждает бедная женщина, сидящая на камне, которую изображает стариный рисунок этой декады. Как видно, дом ее разорен внезапными бурями жизни, и пока она не нашла лучшего пристанища, чем лежащий на дороге камень. Преобразование жизни не разрушительно, когда оно слышит требования материи. И здесь критерием возможности или невозможности трансформаций для человека может стать красота-Венера. Присущее этой декаде сочетание красоты с идеей обновления подтверждает судьба поэта Байрона, погибшего за свободу чужой страны. Прокладывают путь мысли песни Высоцкого. Водолейский гуманизм отличает Ромена Роллана, поэтическое произведение которого "Кола Брюньон" воплотило идеальную красоту простого человека. Вдохновение мысли первой декады Водолея также дало рекордное количество философов и ученых. Три философа первой декады: Шеллинг, Флоренский и В.Соловьев -- дружно подхватили идею Платона "благо, истина, красота", которая хорошо отражает образ Водолея в целом, развернутый в образах декад. Первая декада делает критерием преобразований красоту, вторая выявляет научную истину, третья обращается к благу души.

top