Сотворение людей

Мифологически, начало отсчета времени -- сотворение людей. Таково наше психологическое представление: лишь люди помнят о времени и фиксируют свою историю. А человек в мифологии, как мы уже упоминали, никогда не мыслится пришельцем с небес. Он понимается как нечто несомненно материальное, и потому материалом для его создания нередко оказывается земля. Неслучайно в латинском слове homo ("человек") слышится родственное ему humus ("перегной, почва"). Исполняя свою судьбу, человек возвращается в землю,-- а значит, она и была его матерью. Слово "земля", употребляемое в рамках этого архетипа, не является обозначением чисто материальной субстанции, а имеет более глобальный смысл основы проявления в этом мире самого духа. Сотворение человека -- это возникновение его разума и памяти о себе самом. Можно спорить о том, возник ли человек из обезьяны или другого, ныне не существующего на земле вида животных. Можно сомневаться, главным ли фактором для активного функционирования мозга явилась прямота позвоночника. Можно даже считать, что искра божественного разума спустилась с небес: что толчок к пробуждению мысли дала еще неизученная людьми, неведомая, нематериальная реальность. Но развитие сознания и памяти о себе происходит путем материальной деятельности человека в мире. И в мифах сотворение людей из дерева напоминает о том, что первыми орудиями людей были палки-дубинки, которые они потом научились обрабатывать и приспосабливать к своим нуждам, вырезая из дерева необходимые предметы. Возникновение людей из камней возвращает нас к тем временам, когда человек смог обработать камень и изготовил каменный резец. Если в мифе люди выходят из земли, это доносит до нас память о начале земледелия, когда из почвы подымалось и шло в рост посаженное зерно. А когда боги лепят людей из глины, это описывает совсем поздний, гончарный процесс. По времени он далеко отстоит от ручного рубила, но по сути служит продолжением сатурнианского обустройства человеком своего мира: материальной и сознательной деятельности людей, которая является темой архетипа Козерога. Память сохраняет образ создателя-творца настолько, насколько человек сам становится таковым. Он видит мир через свою деятельность, и это подтверждает, например, родство слов со значением "глина", "гончар", "творить", "мир" и "природа". Существуют параллели арабских tin ("глина") и tyn ("создавать, устанавливать"), gbl ("замешивать, творить") и gblat ("состав тела, тварь, природа, мир"); или еврейских yoser ("гончар") и ysr ("создавать, творец"). В свете этого не покажется странным, что библейский творец, обучившись ремеслу, вылепил Адама из красной глины. С самого начала своего самосознания человек определял себя через свои навыки: именно это он отмечал и ценил в себе -- что является характерной чертой людей, родившихся под знаком Козерога. /Идея о том, что такие элементарные предметы, как палки-копалки, стали первыми носителями самосознания человека, не покажется кощунственной, если вспомнить, какую огромную роль во всех религиях играл фетишизм, и насколько человек, в отличие от животного, до сих пор привязан к своим вещам. Как показывает археология, палки и камни были первыми фетишами человека. Магическую роль камней, которые дают их хозяевам все -- вплоть до способности повелевать миром -- доносят до нас сказки. Именно поэтому мифы выбирают камень в качестве центра Вселенной (вновь вспомним греческий омфал или арабскую Каабу). Сейчас возникают теории, что кристаллическая решетка камней действительно хорошо хранит некую информацию -- как хранят ее все предметы вообще. Экстрасенсам необходимое знание о человеке дает неуловимое излучение его вещи: возможно, пралюдям подобная информация была более доступной, чем нам? И не только практика использования человеком камней и палок, а и оставшиеся на них электромагнитные следы некоего предшествующего знания побуждали людей совершенствовать орудия труда и вместе с ними свои мыслительные процессы? Тогда будет правильно сказать, что к освоению Земли людей побудил Дух: природный дух материальных объектов в безликом смысле знания и всеединого движения частиц, еще не распавшийся на Дьявола, толкающего к познанию, и Бога, изгоняющего из рая. Следы памяти, переходящие с предмета на предмет, а потом фиксируемые в мозгу, побуждали к тому, чтобы человек становился и оставался самим собой./ Память о себе стала фундаментом деятельности ментала, как исконно родственны и сами эти слова. Память о прошлом служит для нас основой понимания настоящего, и эти слова восходят к тому же индоевропейскому mеn -- "думать, вспоминать, оставаться на месте", как и европейское слово "ментал" (от латинского "mens"), которым мы сегодня обозначаем нечто более жесткое и четкое, чем просто разум, чувствующий ум Водолея. Того же происхождения латинское memorium -- "память", откуда "мемориал", и индийское обозначение рассудка "манас". Рациональная деятельность -- собственно человеческий способ восприятия мира. В отличие от мышления животных, разум людей предполагает фиксацию, и самой яркой иллюстрацией этого является умение людей считать. Счет как определенность Сатурна, в отличие от свободного полета мысли Урана, стимулирует развитие ментальной функции. Наше слово "счет" родственно слову "четкий", а древнее "мьнъти"-- "считать" -- словам "память" и "понимание". Интересно, что в древности для счета использовались камешки, таким образом способстуя развитию памяти людей. Рудиментом тех времен до нас дошли четки, название которых также родственно слову "счет". У многих народов слово "считать" происходит от слова "камень": латинское calculus ("камешки") связано с calculare -- "считать", арабское has ("камешки") c hsy -- "считать, знать, понимать". Так с козероговским образом камня ассоциируется рациональное восприятие вообще. Архетип Козерога подразумевает осмысление мира через фиксацию на предмете и потому связан с теми ограничениями, которые вообще накладывает на сознание время и память. Во многом наше современное осознание себя построено на утилитарном принципе практического действия. Мы осмысливаем наше существование в рамках времени, которое заставляет нас помнить о конце. Но мы не можем представить себе его как-либо иначе: законы времени и земной материи -- основа нашей способности к осмыслению мира, и вне их почти невозможно представить себе что-либо определенное. Сама Земля в мифах представляется как некий ограниченный кусочек суши в безмерном океане небес. Но она становится центром Вселенной, так как дает человеку осознание достоверности себя и всего происходящего на ней. И в мифологии именно богам земли часто выпадает миссия сотворения человека. Создает из первобытного Хаоса мир, богов и людей египетский бог Земли и Времени, демиург Татенен ("поднимающаяся земля"). Он владеет земными глубинами, минералами и дает начало растениям, как земля служит основой органической и неорганической жизни. Татенен хранит мир и жизнь царя -- как символ установленного им в мире порядка. Шумерский Энки ("владыка земли") со своей супругой Нинмах ("великая госпожа") лепит людей из глины подземного мирового океана Абзу, в котором кроются божественные силы судьбы ме. Поскольку сотворение людей напрямую связано с землей, по другой легенде Энки просто проделывает в земле дыру, и люди выходят оттуда. Энки -- устроитель мирового порядка на Земле и защитник людей. Он также определяет судьбы городов и стран и наделяет богов конкретными функциями, которые необходимы для закладывания основ цивилизации. Подобно этому, творит людей из глины и распоряжается их судьбами аккадская богиня-мать Аруру. Творит людей и заботится о них другое хтоническое божество Египта -- Геб, с именем которого (точнее, с корнем этого имени "земля") связано само название этой страны. Душой Геба является Хнум -- бог плодородия, создавший из глины человека и его душу "ка" (сам Хнум -- такой же духовный двойник Геба). Жена Хнума -- Нейт -- также исполняет роль демиурга, будучи создательницей семени людей и богов и матерью крокодилов: крокодил для египтян служил, как мы увидим дальше, символом материи и времени, и как сама Нейт изображался на саркофагах. Есть астероид Neith, который обозначает производительную силу материи и инстинкт созидающей деятельности, присущий человеку с того самого момента, как он стал человеком. Создав людей из глины, дух-Хнум сразу же определил их судьбу, а бог земли Геб более материально позаботился о них: предоставив живущим все нужные для жизни растения и воду своих недр, и защитив умерших от змей, которые живут в земле. И еще до этого, ратуя за окончательность творения, Геб поссорился с рождавшей и поглощавшей своих детей Нут -- результатом чего и стало отделение Неба от Земли. Геб -- сын Шу-воздуха и Тефнут-влаги, и происхождение Земли из двух таких начал не покажется странным, если мы вспомним, что эти божества имеют отношение к предыдущим мифологемам: Земля возникает в свободном пространстве воздуха (Урана) и несет в себе плодородие влаги (Нептуна). Соединяя в себе эти два начала, Геб отождествлялся египтянами с Себеком, богом воды и периодических разливов Нила, способствовавших земледелию. Себека изображали в виде человека с головой крокодила -- или крокодила с головой человека, хвост которого символизировал тьму, а глаза -- свет. Эпитет Себека был "оборачивающийся, замыкающийся в круг", что можно сопоставить с образом замкнутого пространства земли и цикла времени. Подобен ему индийский символ змеи, кусающей свой хвост, или средневековой алхимической ящерицы-Уробороса, олицетворяющих вечность круга времени. Как змея у греков, крокодил у египтян был символом познания повторяющихся законов бытия. В образе крокодила нередко изображали умершего, завершившего свой жизненный цикл. Крокодил охранял врата в подземный мир и изображался на них. Крокодил -- земноводное животное, и тот же образ амфибии несет в себе символ небесного созвездия Козерога: полукозла-полурыбы, полуземного-полуводного животного. Этот образ существовал в Вавилоне как символ бога первозданных вод, а потом и возделанной земли -- Эа, соответствующего шумерскому Энки. Он выражал идею плодородия земли, которой коснулись воды жизни: а в более широком смысле идею материи, способной к созиданию. В Индии Козерог вновь превратился в земноводного крокодила Макару, именем которого и называется это созвездие. Образ крокодила или Козерога как древней рептилии возвращает нас к тем далеким временам, к которым обращается архетип Козерога. Сотворение людей есть выделение их из окружающего мира природы. Архетип Рыб связан с понятием растворения в вечном, архетип Водолея -- с разграничением противоположных начал. Следующий архетип Козерога несет в себе идею своей выделенности: отделения от общего потока и определения среди недосягаемой безграничности той части, которой можно овладеть и которая становится освоеной. Небу, творящему мыслью, безразлична участь его творений: будучи абстрактным безликим началом, оно не несет ответственности за то, что оно производит на свет. Но земные боги, которые лепят жизнь своими руками, владеют тем, что они создали: они созидают свой мир, который будет целиком принадлежать им, берут на себя ответственность за него и оставляют его в наследство лишь тем, кто способен заменить их в этой роли. Поэтому боги земли, создавая людей, не оставляют их на произвол случайностей природы, но определяют их место в мире и линию их судьбы. Они заботятся о своих наследниках, чтобы созданное ими не разрушилось вовеки. Поэтому так велико их значение в мифологии и религии. Хнум, Аруру и Энки напоминают нам библейского Творца, вылепившего из глины Адама и потом распорядившегося его участью, послав его в земной мир. Яхве несомненно являет из себя бога сатурнианского типа в том смысле, что его глобальная задача -- вручить своему народу его обетованную землю. Причиной яркости и разработанности библейской мифологии во многом послужило длительное противоречие между наличием у народа понятия себя (основ национального самосознания, отражаемого рассматриваемым архетипом) и отсутствием своей территории, которая, в естественном варианте развития, является корнем такого понятия. В более узкой астрологической проекции это соответствует тому, что наиболее глубокое изначальное самоопределение человека, к которому стремится знак Козерога, всегда имеет связь с его местом в жизни и с теми ограничениями, которые накладывает на него его жизненное пространство. С этой позиции опора на небесную родину вместо земной представляется шагом назад: она не дает народу Израиля исполнить свою миссию, как не может дать человеку полноценного раскрытия его личности. И в астрологии с архетипом Сатурна, обозначающим индивидуальный характер, соотносится образ собственного жизненного пространства и своего поля деятельности, которое и является основой своей судьбы. Согласно времени и месту рождения, не только Козерогу, но любому человеку предначертана его практическая задача, которую не может исполнить никто другой, кроме него: его сфера, в которую никто другой не войдет так, как он. В наше время это и делает человека человеком.

top