Земля - основание и центр вселенной

Образы мифологии возвращают нас к этапам древнейшей истории человечества, которые зафиксировались в психике людей и легли в основу их бессознательной памяти. Историю, как и память, описывает архетип Козерога, связанный с освоением Земли. В этом смысле мифология с помощью образов Земли повествует о Судьбе людей, которую предопределили им миллионы лет их земного существования. Поэтому она является фундаментом астрологии. Мы не верим мифам только потому, что они не разделяют событий, которые произошли сотни тысяч -- и тысячи лет назад -- и могут произойти сегодня: потому что наше современное мышление основано на хронологии. Мы забываем, что сама наша жизнь -- не только линейная череда дней, но и вертикальный срез времен, и в каждом моменте времени, как и в родившемся в этот момент ребенке, отражается вся история человечества. Мифологический способ мышления, стирающий четкую грань между прошлым и настоящим, напоминает об этом, и выстраивая последовательность древних событий, мы не забываем о себе самих. Мифологема Нептуна побуждает нас живо представить потоп, причиной которого послужило таяние ледника и другие катаклизмы, всколыхнувшие Землю и пробудившие к жизни сознание человека. И в разных мифологиях мы встречаем представления о доисторических временах, подобных "времени сновидения" австралийских аборигенов, когда был установлен современный порядок мира, определивший всю дальнейшую историю. Именно в этот, довременной период, на освобожденную от воды землю спускались демиурги и творили из нее первых людей, а человек, принадлежа вечной природе, еще не ведал смерти. Но единство человека с природой и ее бурями толчками развития отражалось на дремлющей в нем способности разума, а животный страх перед стихией заставил его противопоставить себя ей. Потом, когда стихийные силы стали успокаиваться и мир обрел устойчивые очертания, полубессознательная жажда миграций повела свободные племена осваивать широкие просторы обновленной Земли. Прошлая темная эпоха осталась в человеческой памяти в виде представлений о хаосе, но с неба уже не сыпался пепел вулканов, и его ясная синева была гарантией новой и светлой жизни. Этот этап расселения человечества отражает в нашем сознании мифологема Урана. Наконец, движение останавливается, племя занимает определенную территорию и начинает идентифицировать себя с той землей, где на протяжении поколений хоронит своих предков. Возникает понятие рода как память о первопредках и смерти как конечности всего. Начало отсчета времени -- и первое самоопределение человека как части своего рода и своей земли соответствует появлению первых земледельцев, что отразила в человеческом сознании мифологема Сатурна. Уходят в прошлое божества далеких Небес, на смену им приходят боги Земли, Времени и Судьбы. Они тоже иногда исполняют функцию демиургов, но, в отличие от богов Неба, являются прежде всего учредителями и хранителями установленного порядка, определяя судьбу всего созданного ими. Они олицетворяют освоенную Землю, от которой ведут свое начало люди, животные и растения и которая поглощает их тогда, когда наступает их время. Со знаком Козерога мы связываем наиболее древний дошедший до нас образ минувших времен, и даже само его название -- каменный век -- ассоциируется не только с каменными орудиями труда ранних земледельцев, но и просто с камнем, как фундаментом будущего уклада жизни и точкой отсчета истории. В мифах о сотворении мира Небу противопоставлена Земля, образ которой стал основой следующего архетипа. Если изначальный Хаос мы можем представить точкой, стихийное движение творящего Неба -- летящей в бесконечность прямой или разворачивающейся спиралью, разбрасывающей вокруг себя искры новых миров, то пространственно-временное строение мира и наша Земля -- определенный отрезок этой прямой или участок спирали, ограниченный кругом предопределения -- циклическими законами развития. Земля -- фундамент и основа оседлого способа существования людей в границах определенной территории, которую они мыслят своей. Мифы разных народов повествуют о том, как в свободном пространстве, образуемом Небом, среди первозданных вод сотворяется Земля. Безграничное движение небесных стихий не имеет цели и не стремится к результату. Но вот среди стихии выделяется мир твердой субстанции, имеющий начало и конец. Ограниченный мир ассоциируется с Землей. Этот мир устойчив: он определен жесткими законами, которые его сохраняют. Это законы времени и судьбы, символизируемые в астрологии планетой Сатурн. Основное понятие Сатурна -- ограничение. Нас не удивляет, что в индийской мифологии мы находим богиню Адити -- "безграничность", но значимо, что там обожествляется и противоположное понятие -- "ограниченность" в образе богини Дити! Если Адити -- мать светлых дэвов-богов, то Дити -- родоначальница асуров-демонов, изначально носителей жизненной силы. Уран и дэвы олицетворяют собой рассредоточение энергии, Сатурн и асуры -- ее сублимацию, которая и ведет к результату творения. Подобно тому, как слово "творить" родствено словам "твердь" и "твердо", истинное творение должно утвердить свою прочность и надежность: только тогда оно будет существовать. Мать-Земля наследует от Хаоса ту хтоническую мощь, которой оказывается лишенным Отец-Небо и которую она передает своим потомкам. Это греческая Гея ("земля"), родившаяся вслед за Хаосом и дающая неиссякаемые силы своему сыну-Антею; шумерская Ки ("земля"), супруга Неба-Ана, рожденного вместе с ней первозданным морем; индийская Махи ("большая") и Притхиви ("широкая"), несущая на себе тяжесть гор, поддерживающая деревья и от семени своего мужа-Дьяуса производящая все живое; иранская Спандармат, супруга бога Неба, хранящая в себе корни растений и полезные ископаемые. В честь Геи назван астероид Gaea, который в гороскопе может символизировать нашу планету и обозначать практическое, хотя и достаточно глобальное, представление человека о земной реальности и ее материальных основах. Земля, как надежная жена Неба, поддерживает и гарантирует прочность мироздания, которое начал созидать ее супруг. Ту же идею являют собой все другие персонажи сатурнианского архетипа, наиболее известный из которых -- титан Атлант, держащий небосвод на своих по-земному могучих плечах, именем которого назван один из небесных спутников планеты Сатурн. Образ атланта существовал и у других народов: мексиканский бог Питао-шоо держит Землю на своих плечах, и когда он шевелится, возникают землетрясения. Бог индейцев чибча, Чибчакум, колеблет Землю, перекладывая ее с одного плеча на другое. На своем распростертом теле держит острова полинезийский первопредок Мауи, у которого внук похитил огонь, победив старика в бою и оставив лежать под землей: если он ворочается во сне, желая принять более удобную позу, может произойти извержение вулкана. Подобен ему скандинавский огненный великан Сурт ("черный"), олицетворяющий собой мощь огнедышащей горы. Черный цвет земли -- символ Сатурна. Земля связана с идеей центра и основания Вселенной. В центре мира живет семитский демиург и первопредок -- Илу/Эл ("могучий, сильный"), имя которого потом стало нарицательным обозначением бога. У китайцев с понятием центра связывалась сама стихия земли, олицетворяемая планетой Сатурн. Были у древних и совсем конкретные образы фундамента Вселенной. Представления о необходимости прочного основания мироздания живописуют всем известные образы черепахи (т.е. камня), кита (острова) или слона (горы), на которых покоится Земля, отождествляемая со всем обитаемым миром. Вероятно, по этой аналогии в индийском Зодиаке со знаком Козерога иногда соотносится слон Ганеша. Горами часто ограничивалась видимая территория; горы отделяли свою страну от чужеземной, поэтому гора мыслилась границей мира: так арабское слово dabr означает "гора" и "граница", еврейское gabal ("гора") родственно gebul ("межа, предел" и "ограничивать"). Центр мира мог представляться горой, как индийская гора Меру, и рудимент такого образа центра мира мы находим по всей Земле в культе гор: так, индусы обожествляли Гималаи, греки -- Олимп, армяне -- Арарат, а японцы -- Фудзияму. Согласно легенде, эта гора образовалась в одну ночь, что находит параллели в мифах многих народов о появлении горы или острова из воды как начале творения мира. Кавказское предание говорит: "Вначале весь мир был покрыт водой. Великий бог-творец обитал в скале." Иногда средоточие Вселенной символизирует просто камень: как греческий пуп Земли омфал, хранящийся в Дельфийском храме. Омфал олицетворял камень, проглоченный Сатурном вместо младенца Зевса и ставший основанием упрочившегося мира богов. Священный камень Кааба в Мекке, который мусульмане связывают с концом света, также мыслится центром Земли, ее основанием и началом. Моисей получил откровение на горе Синай. Через все эти объекты проходит мировая ось, обозначающая неизменный стержень времени и судьбы, вокруг которого разворачивается круговорот жизни Вселенной. Мировая ось мыслится основой цикла времен, и само слово "цикл" восходит к индоевропейскому корню ku, обозначающему ось (к нему же возводят наши слова "ось", "кольцо" и "колесо"). Что дают нам образ основания Земли для понимания планеты Сатурн и знака Козерога? Сатурн -- опора человека, в организме соответствующая скелету, почва под его ногами, твердый фундамент его жизни. Это устойчивая и надежная материя, которая определяет наш способ существования и делает жизнь такой, как она есть. Она сохраняет наш мир, тело, разум и дух: ведь именно сын Земли Атлант держит на плечах Небо. И для знака Козерога материя земли является центром мира. Он глубоко входит во все ее проблемы, и это делает его самого опорой для других людей. Козерог -- самый материальный знак: кардинальный (основной) знак стихии земли, оплот земной жизни, ее прибежище и пристанище. Образ Вселенной в мифах нередко основывается на идее подобия мира дому, который строят для себя люди, и центром его может мыслиться очаг, жертвенник (к этому образу мы вернемся, говоря о Гестии/Весте) -- а потом, по аналогии с ними Солнце, являющееся основой видимого круговорота времен года на Земле. В Козероге Земля подходит ближе всего к Солнцу, давая родившимся в это время великую внутреннюю силу и может сделать их стержневыми фигурами человеческой истории, что доказывают судьбы Христа и Магомета. Начало Козерога -- поворотная точка года, когда день начинает увеличиваться, и на него неслучайно приходятся праздники и дни рождения главных богов -- таких, как авестийский Митра, греческий Зевс или египетский Гор. Знак Козерога начинает год, и от него мы отсчитываем время. Сатурн -- это ось времени: зафиксированная точка движения каждый миг изменяющейся Вселенной, которая становится точкой отсчета жизни людей. Такой точкой-ориентиром для отдельного человека является его гороскоп: момент его рождения, по которому мы определяем его характер. А задача астрологии -- чтобы ось времени рождения стала стержнем личности человека, служила для него точкой опоры и твердой землей посреди ненадежного океана жизненных стихий. Как этого добиться? На этот вопрос отвечают все архетипические образы Козерога.

top