Нло

"Факты", 11.12.2001, Киев, Украина, n221 К счастью, этот НЛО оказался оптическим обманом Одно из последних громких происшествий, связанных с "НЛО", было отмечено в Барнауле (Россия) почти год назад, в конце января: местный аэропорт был закрыт на полтора часа, потому что над взлетной полосой завис неопознанный объект. Более 40 лет проработав в гражданской авиации и налетав свыше 22 тысяч часов, я наконец встретил "свой" НЛО в 1991 году. Много лет я коллекционировал заметки из разных газет, связанные с НЛО, и надеялся когда-нибудь увидеть неопознанный объект. Работа моя, казалось бы, этому способствовала. Многие мои коллеги встречали "тарелки" и рассказывали о них потрясающие подробности. Кто-то чуть ли не все заклепки пересчитал на "инопланетянине"! Мне же попадались какие-то "объяснимые" НЛО: то падающие метеориты (их находили потом на земле), то восходящая с невероятным световым эффектом Венера, то запуски космических ракет со всей цветовой гаммой, а то и просто огромные серебристые воздушные шары, плывущие на 20-30-километровой высоте... Когда же на НЛО, судя по заметкам в печати, уже начались чуть ли не массовые пассажирские перевозки - похищения людей, катание их на другие планеты, - я потерял интерес к этой теме и уничтожил всю свою коллекцию, связанную с "тарелками". И вдруг... 20 августа 1991 года самолет Ту-154, где я был командиром экипажа, вылетел из Борисполя на Сургут. Два часа ночи. Луны не видно - темень. Набрали высоту 8 тысяч метров, когда вдруг экипаж самолета Ил-62, взлетевшего на несколько минут раньше нас и шедшего впереди, доложил диспетчеру Борисполя: прямо по курсу возник световой диск, похожий на шаровую молнию. Ее появление обычно связано с грозой, однако диспетчер сообщил, что по его локатору трасса "чиста". По нашему - тоже. Но когда мы выключили свет в кабине, то увидели перед собой светлый диск, наподобие большой луны. По мере сближения с НЛО наш самолет закачало, затрясло. Самое неприятное - машина начала заряжаться статическим электричеством. Языки голубого пламени стали полыхать на стеклах кабины, в наушниках появился треск. Если бы самолет летел в облаках, то болтанка и электризация были бы объяснимы и знакомы. Сейчас же над нами было звездное небо, а внизу, в 10 километрах, светились все населенные пункты. Во избежание неприятностей я отвернул самолет от НЛО на 15 градусов, но с Земли потребовали вернуться на трассу: по их локаторам все было чисто. Мы вернулись - и вновь полетели точно на светящийся объект. На связь вдруг вышел самолет Ан-24. Он сообщил нам, что видел эту "тарелку" и обошел ее низом. Я решил обойти верхом и запросил у диспетчера разрешение подняться еще на тысячу метров. Получил "добро". Однако неопознанный объект поднялся вместе с нами... Я продолжал следить за ним. Штурман сказал мне: "Не смотри - ты же знаешь, чем закончилась такая встреча для тбилисского экипажа Ту-134 в 1984 году в районе Минска?". (Поговаривали, что все члены экипажа после того умерли, хотя это было не совсем так). Но у меня уже появились сомнения по поводу реальности "нашего" НЛО, положение которого относительно самолета ни разу не изменилось. Включив фары, я сразу понял причину болтанки и электризации: мы шли под слоем тропопаузы (переходный слой между тропосферой и стратосферой), состоящей из кристалликов льда, которые неслись нам навстречу сплошным потоком в лучах фар. Уже за Москвой диск стал бледнеть, сквозь него просвечивали звезды, а центр диска засветился ярче, вытягиваясь по горизонту и закручиваясь левым концом по часовой стрелке. В 3 часа ночи при неизменной высоте мы оказались над тропопаузой, которая залегала на этой широте ниже 11 километров. И диск исчез! Лишь над горизонтом ярко светился под лучами невидимого солнца инверсионный след. Чей - не могу сказать. То ли от ракеты, то ли от самолета... Тот НЛО оказался оптическим обманом на экране сплошной кристаллической тропопаузы, поэтому был почти неподвижен. Если бы тропопауза была с разрывами или залегала на различных высотах, тогда он менял бы свое положение, создавая иллюзию движения. Несколько лет назад по телевидению выступал майор ВВС: однажды ночью его звено МиГ-15 подняли по тревоге - над аэродромом появилась "тарелка". МиГи пошли на перехват, но объект "несся" впереди них с такой же скоростью. Потом сквозь диск стали видны звезды. На высоте 11 тысяч метров перехватчики прекратили погоню и вернулись на базу... Ну чем не наш случай! Но он вошел в историю как реальная встреча с неопознанным летающим объектом. А если бы МиГи поднялись еще на пятьсот-тысячу метров, оптический обман открылся бы. Экраном для преломления и рассеивания света может быть и верхняя кристаллическая граница слоистых облаков. С подобным явлением я столкнулся в 1975 году, когда в районе Актюбинска вел самолет Ан-24. Была ночь, полет проходил в облаках. Перед выходом из них на высоте около 6 тысяч метров в кабине вдруг начало светлеть. Яркость свечения за бортом быстро нарастала, ощущение было не из приятных. Через несколько секунд свет перед самолетом сфокусировался в одну яркую точку. В этот момент мы выскочили из облаков - и перед нами над горизонтом ярко светилась Венера в лучах еще не видимого солнца. Очевидно, мы проскочили сквозь то, что могло быть принято за НЛО. Подобный светящийся "объект" можно наблюдать и с земли в холодное время года при ясном небе, особенно над промышленными районами городов. Так, несколько лет назад над Санкт-Петербургом завис "световой НЛО"... С течением времени экран (слой инверсии) уносит воздушным потоком или он рассеивается, и НЛО исчезает. Например, в Барнауле неопознанный объект "испарился" через полтора часа. Я не утверждаю, что все НЛО - оптический обман. Но один из вариантов его происхождения я описал со стопроцентной уверенностью. * * * НЛО ДЛИНОЙ ПОЧТИ В ПОЛКИЛОМЕТРА НЕСКОЛЬКО ЛЕТ НАБЛЮДАЛ ЗА ТЕРРИТОРИЕЙ СССР? В августе 1984 года возглавляемый мной экипаж самолета Ту-154 выполнял рейс из Владивостока в Киев. Ночь была безоблачной, видимость, как говорят летчики, "миллион на миллион". Наш самолет находился на высоте 12 километров уже в районе Воронежа, как вдруг впереди по курсу выше нас появился объект, похожий на нефтеналивную железнодорожную цистерну. Он был словно сделан из алюминия и ярко светился. Через некоторое время свечение уменьшилось, но зато отчетливо проявились контуры и все детали объекта, даже швы типа сварных на его поверхности. Но ни люков, ни иллюминаторов не было. "Цистерна" медленно вращалась вокруг продольной оси, зависнув на одном месте. По оценкам четырех членов экипажа, объект находился на высоте 25-30 километров и в 15-20 км от нас. Он был огромен: примерно 500 метров в длину и 100 метров в диаметре. Движение самолетов в этом районе довольно интенсивное, поэтому, выйдя на внешнюю связь, я спросил: "Кто видит необычный объект в западном направлении на высоте примерно 30 километров?" Откликнулись два экипажа, которые подтвердили. Даже диспетчер Воронежского аэроузла сообщил, что видит на экране радиолокатора четкую метку впереди нас. А ведь было множество случаев, когда летчики в полете наблюдали необычные явления, а локаторы - нет... Через 2-3 минуты объект стал "растворяться" в небе: ухудшилась четкость, исчезли "швы", контуры начали размываться, и еще через минуту он стал невидим. После посадки в аэропорту Борисполь мы об этом никому не докладывали, так как в те годы встречаться с НЛО было, мягко говоря, не принято. А вскоре в приватной беседе с летчиками, летавшими на самолетах Ил-18, я узнал, что лет пять назад один из экипажей, выполняя рейс Иркутск-Хабаровск, в районе Читы наблюдал абсолютно такой же цилиндр. В результате бурного и продолжительного обсуждения мы пришли к выводу, что видели... НЛО! Поскольку ни на атмосферное явление, ни на испытания ракетно-космической техники, ни на шпионские воздушные шары это похоже не было.

top