Двойной таран в небе Колымы

"НЛО", Санкт-Петербург, n26(343), 21.06.2004, стр.8. Автор: Соломон Нафферт Трижды Герой Советского Союза Александр Иванович Покрышкин Американские самолеты нашим летчикам нравились. Недаром ас из асов, трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин, выбрал именно "аэрокобру" и сбил на ней в небе России и Украины свыше пятидесяти вражеских самолетов. В Европе под его командованием уже полк, а потом и дивизия воевали целиком на американских истребителях. Летали на машинах союзников и дважды Герои Арсений Ворожейкин, Владимир Лавриненков, Борис Сафронов. Но трудно добраться американскому самолету до наших аэродромов. Атлантические конвои - лакомая добыча для немецких подводников, южный путь через Индийский океан, Иран и Ирак - длинный и громоздкий. А ведь Советский Союз и Соединенные Штаты Америки - страны-соседи, Аляску и Чукотку разделяет всего лишь несколько десятков километров Берингова пролива. Правда, на Чукотке нет ни шоссейных, ни железных дорог, но ведь самолетам они и не нужны. Илья Павлович Мазурук Для перегона самолетов была сформирована Первая перегоночная авиадивизия под командованием великого полярного летчика Ильи Павловича Мазурука. Путь от Аляски (база Фэрбэнкс) до Красноярска лежал через Чукотку, Колыму, Якутию, Восточную Сибирь - всего около 6.500 километров полета над безлюдными просторами Арктики и Сибири, над горами, тундрой и тайгой, где царили 60-градусные морозы, полета без точных карт, с ориентирами на скудные данные редких метеостанций и пеленгаторных пунктов. Опыт полярника (а Мазурук был среди тех, кто доставил папанинцев на Северный полюс) позволил организовать и провести переброску около восьми тысяч самолетов! Перегонка самолетов требовала от летчиков, помимо безукоризненного профессионализма, мужества и героизма. За время существования трассы (неофициально ее звали Тропой Мазурука) произошло 44 катастрофы, погибли 115 советских летчиков. О причинах катастроф оставалось только догадываться: найти рухнувший самолет в бескрайних просторах, а уж тем более провести квалифицированную экспертизу удавалось далеко не всегда. Одна из загадок - исчезновение группы из четырех истребителей "Р-39" "аэрокобра", случившееся в небе Арктики 25 февраля 1944 года. Вылетев в назначенный срок, к контрольному времени на аэродром Сеймчан истребители не прибыли. Следующие группы самолетов никаких следов аварии не нашли, да и мудрено их было найти: три недели непогоды могли замести любые следы. Но в мае того же года к поселку Зырянка, что стоит на Колыме, вышел человек, назвавшийся летчиком Петром Тихомировым, командиром перегоночной группы, пилотировавшим один из пропавших самолетов. Состояние его было крайне тяжелое: исхудавший, оборванный, с многочисленными обморожениями, он еле двигался от усталости и болезни. В полубреду он продиктовал председателю поселкового совета М.Н.Алексеевой рапорт. Из него следовало: группа была атакована неизвестным летающим объектом, в бою с которым погибли все самолеты. Тихомирову удалось выпрыгнуть с парашютом и после долгих скитаний выбраться к людям. Случившееся он описывает так: два самолета, пилотируемые им и В.Веденеевым, летели впереди, чуть сзади держались машины Б.Кудасова и Н.Каратаева. Короткий световой день заставлял использовать каждую минуту, но по трассе приходилось преодолевать участки непогоды. Полет протекал нормально, но внезапно из-за тучи показался странный летающий объект. Формой и видом своим он напоминал небольшой цельнометаллический дирижабль стального цвета, сигарообразной формы размерами приблизительно 15 на 5 и на 3 метра, но ни моторов, ни гондолы не отмечалось. К тому же объект шел параллельным курсом на скорости, значительно превышающей возможности любого дирижабля. Тихомиров попытался связаться с ним по радио, но радиосвязь отказала: в наушниках не было даже треска помех. "Сигара" начала сближение, что летчику определенно не понравилось: неизвестный объект, да еще в военное время, был потенциальным источником опасности. С другой стороны, аппарат мог быть и секретной отечественной разработкой. Наводить неизвестный объект на аэродром не хотелось, и на всякий случай Тихомиров предпринял маневр расхождения и изменил курс на тридцать градусов. Объект, в свою очередь, скопировал маневр Тихомирова. Летчик увеличил скорость, но неведомый аппарат с легкостью нагнал его. Нагнал и выпустил по самолету Тихомирова цепочку зеленоватых пузырьков размером с теннисный мяч. "Пузырьки" подлетели к "аэрокобре" и, словно кислота, разъели обшивку. Теперь никаких сомнений о враждебной принадлежности аппарата не осталось. Теряя управление, Тихомиров все-таки сумел открыть огонь на поражение (самолеты снаряжались половинным боекомплектом), но выстрелы не причинили противнику никаких видимых повреждений. В ответ на это аппарат выпустил новую серию "пузырьков", и "аэрокобра" в считанные секунды просто развалилась в воздухе. Аэродинамический удар был настолько силен, что Тихомиров едва не потерял сознание, но все-таки сумел привести парашют в действие. Спускаясь, он видел, как неизвестный объект атаковал ведомого. Отсюда, издали, "пузырьков" видно не было, но "аэрокобра" Веденеева просто взорвалась, превратилась в огненный шар. Подоспела вторая пара "аэрокобр". Они разошлись в стороны, пытаясь взять металлическую "сигару" в клещи. Та мгновенно изменила направление полета, показав при этом маневренность невероятную. Первым на сближение пошел Кудасов. Он не отрывал огонь, просто шел на таран. "Сигара" не отвернула, и "аэрокобра" врезалась в нее на полной скорости. То ли от пламени взрыва, то ли по иной причине, но поверхность неведомого аппарата из стальной стала ярко-красной. В отличие от самолета он продолжал держаться в воздухе, но у Тихомирова возникло ощущение, что столкновение все-таки нанесло врагу ущерб: тот потерял маневренность и медленно, боком поплыл в сторону. И здесь последний самолет, пилотируемый Каратаевым, повторил таран, направив машину на "сигару". Еще один взрыв! Теперь было ясно, что вражеский аппарат поврежден прежде двигавшийся совершенно бесшумно, он начал издавать низкий, дребезжащий звук. Во все стороны от него летели искры, подобные тем, что бывают при соприкосновении электрических проводов. Постепенно теряя высоту, "сигара" стала перемещаться в сторону Восточно-Сибирского моря. Продиктовав рапорт, Тихомиров потерял сознание и спустя сутки умер. Как восприняли рапорт в дивизии, неизвестно: само существование Первой авиаперегонной дивизии долгое время держалось в секрете. В нацистской Германии в годы войны создавались различные экспериментальные летательные аппараты. Был ли встреченный над Колымой объект одним из них или наши летчики столкнулись с необычной шаровой молнией? Или это был аппарат третьей, неизвестной стороны? В 1992 году, в дни празднования 50-летия открытия перегоночной трассы, в Якутском аэропорту торжественно открыли мемориал памяти погибших перегонщиков...

top