ГЛАВА 21. Х-файл. Версия ЦРУ

У Центрального разведывательного управления также имелась информация по необъяснимым явлениям. Существовал даже файл, относящийся к психическим явлениям, но это тема для другой книги. Нам интересен файл по неопознанным летающим объектам. Посмотрим, как он возник. ЦРУ в большей степени волновала не шумиха, поднятая прессой по поводу НЛО, а то, что происходило за кулисами. Вспомним, что в июле ATIC получил пятьсот тридцать шесть отчетов. Этот гигантский поток свидетельств, а также наблюдения над Вашингтоном переполнили чашу терпения директора ЦРУ Уолтера Беделла Смита. Он решил, что пришло время выяснить, что же происходит на самом деле. ЦРУ, наряду с выполнением своих задач, также следило и за событиями, связанными с летающими тарелками, по всему миру, начиная с 1947 года. Меморандум от 15 марта 1949 года продемонстрировал, что только на одного сотрудника ЦРУ не произвели впечатления отчеты о летающих тарелках. Документ предлагает обычные объяснения (метеозонды, метеоры, психологические эффекты) и отвергает возможность существования секретных самолетов или управляемых ракет, будь они американскими или советскими. Еще один меморандум от 31 марта 1949 года содержит выводы программы "Знак" о том, что наблюдения, в общем и целом, делятся на объяснимые и необъяснимые. Этот меморандум предлагает следующие возможности для необъясненных наблюдений. 1. Естественные земные явления: а) метеорологические (шаровая молния); б) какие-то виды животных; в) галлюцинаторные или психологические явления. 2. Объекты, сделанные человеком: а) современные типы самолетов. 3. Внеземные объекты: а) метеоры; б) животные; в) космические корабли. Документ заканчивается перечислением ученых, занимавшихся исследованиями и упоминанием их выводов. Исследования проводили доктор Лэнгмьюр из "Дженерал электрик корпорейшн", доктор Вэлли из Массачусетского технологического института, доктор Липп из программы "Рэнд", доктор Хайнек из Университета штата Огайо, а также воздушно-медицинская лаборатория. Возможно, что объекты являются космическими кораблями или современными самолетами иностранной державы, но вышеупомянутая группа ученых пришла к заключению, что это крайне невероятно. В дальнейшем ЦРУ постоянно проводило обзоры информации по наблюдениям НЛО. Но оно явно не обнаружило ничего интересного для себя, потому что вплоть до 1952 года в файле ЦРУ касательно этой темы документов больше нет. Концентрацию НЛО в 1952 году уже нельзя было игнорировать. 29 июля, в день пресс-конференции генерала Сэмфорда, помощник директора ЦРУ по научной разведке, Ральф Кларк, написал докладную записку заместителю директора, где утверждал, что ЦРУ последние три года проводило постоянный обзор отчетов и что для изучения ситуации была создана специальная группа. Через три дня член этой исследовательской группы Эдвард Таусс, начальник отдела вооружений и снаряжения Управления научной разведки, ответил на запрос Кларка "по общей оценке ситуации" с летающими тарелками. Он заявил, что большая часть поступивших в AMC/ATIC отчетов была объяснена, но что около ста достойных доверия отчетов остались необъясненными. Он указывал, что в необъясненных отчетах нет ясных общих характеристик и предлагал свое мнение: "...вероятно, что, если бы для "необъясненных" отчетов имелась полная информация, их тоже можно было (объяснить)". Если бы его мнение было правильным, у ЦРУ не было бы необходимости для вмешательства. Однако он ради предосторожности добавил замечание, которое в дальнейшем подготовило почву для вмешательства ЦРУ. Несмотря на вышеприведенные факты, пока некоторые отчеты остаются необъясненными (внеземное происхождение полностью не исключается из рассматриваемых возможностей), осторожность требует, чтобы разведка продолжала рассмотрение этого вопроса. Он рекомендовал продолжать "наблюдение ЦРУ за развитием ситуации" в сотрудничестве с АМС/ATIC и наметил информационное совещание с сотрудниками ATIC на 8 августа. Он рекомендовал "скрывать интерес или обеспокоенность ЦРУ от прессы и общественности в связи с вероятностью распространения тревожащих слухов, что такой интерес является подтверждением наличия у правительства США неопубликованных фактов". Меморандумы ЦРУ, написанные несколькими членами исследовательской группы 14, 15 и 19 августа, предоставляют подробности того, что ЦРУ узнало от ATIC, и результатов собственного изучения наблюдений НЛО. Согласно меморандуму от 14 августа, ЦРУ провело собственную проверку версии "секретных военных разработок США". Председатель Совета по исследованиям и развитию на совершенно секретном уровне утверждал, что никакие разработки США не могли вызвать наблюдения летающих тарелок. Не удовлетворившись этим совершенно секретным отрицанием, автор меморандума тем не менее указывает, что "два фактора подтверждают это отрицание. Во-первых, официальный приказ ВВС на перехват НЛО и, во-вторых, неслыханный риск полетов НЛО на установленных авиатрассах". 20 августа директора ЦРУ Уолтера Беделла Смита инструктировали по поводу ситуации с летающими тарелками. Он приказал подготовить меморандум для Совета национальной безопасности, в котором указывалась бы необходимость проведения расследования феноменов НЛО и отдавались приказания различным организациям всячески содействовать этому расследованию. Документ под заголовком "Позиция ВВС в отношении летающих тарелок, заявленная ЦРУ на брифинге 22 августа 1952 года" содержит следующую информацию, основанную на посещении ATIC. I. ВВС несут основную ответственность за расследование летающих тарелок. Подразделение, занятое этим расследованием, является частью Центра воздушно-технической разведки в Дейтоне, штат Огайо, и состоит из трех офицеров (под началом капитана) и двух гражданских лиц. Они получают отчеты о наблюдениях, анализируют и пытаются объяснить их. Подготовлена стандартная форма отчетности, которая используется по всему миру. Управление специальных расследований ВВС проверяет каждое наблюдение НЛО, пытаясь определить его достоверность и надежность свидетеля. II. 1. ВВС официально отрицают, что летающие тарелки являются: а) американским секретным оружием; б) советским секретным оружием; в) пришельцами из космоса. 2. Считается, что все наблюдения НЛО являются: а) хорошо известными объектами, например, аэростатами, самолетами, метеорами, облаками и т. д., ошибочно воспринятыми свидетелями; б) атмосферными явлениями, которые в настоящее время еще плохо поняты, например, рефракция и отражения, вызванные температурными возмущениями, явления ионизации, шаровые молнии и т. д. III. Не существует ни одного доказательства, подтверждающего мнение, что летающие тарелки являются материальными объектами, не подпадающими под категорию II. 1. IV. Изучение летающих тарелок на географической основе показывает, что наиболее часто они наблюдаются поблизости от объектов атомной энергетики (что объясняется более серьезными мерами безопасности в этих районах). То, что побочным продуктом деления ядра может быть катализатор появления НЛО, не является бездоказательным. Самое большое количество наблюдений происходило в Дейтоне, штат Огайо, или поблизости от него, где ведутся исследования отчетов. V. Из тысяч отчетов об НЛО, по утверждению ВВС, 78% объяснено причинами, приведенными в пп. II. 1. а) или II. 1. б). 2% разоблачены как фальсификации, а оставшиеся 20% не объяснены, главным образом потому, что свидетели давали слишком нечеткие описания. VI. ВВС, в основном, интересуются проблемой летающих тарелок в связи с возможностью вовлечения их в психологическую войну. В обзорных публикациях, предназначенных для Советского Союза, нет ни единого упоминания о летающих тарелках. С другой стороны, были проведены расследования в отношении нескольких "обществ НЛО" в Соединенных Штатах. Ключевые фигуры этих обществ, активно поддерживавшие волнения общественности по поводу летающих тарелок, разоблачены как сомнительные личности. Более того, в некоторых случаях общества финансировались из неизвестного источника. ВВС понимает, что народ, испуганный угрозой летающих тарелок, станет серьезной помехой в случае воздушных налетов противника. ПВО не может действовать эффективно, если ВВС постоянно отдают приказы на перехват миражей, которые были приняты за самолеты противника. Очевидно, что мнение общественности, как выразились сотрудники программы "Голубая книга" на встрече с исследовательской группой ЦРУ, значительно отличается от мнения сотрудников разведки ВВС в Пентагоне (см. предыдущую главу). Сотрудники AFI признались, что "ядро", составляющее три процента наблюдений, сделанных, в основном, профессиональными летчиками, не поддается объяснению, и это заставило некоторых высокопоставленных официальных лиц поверить, что летающие тарелки могут быть космическими кораблями. Поскольку сотрудники "Голубой книги" были настроены очень скептически и даже цинично по отношению к НЛО, они не рассказали исследовательской группе ЦРУ о "ядре". Вместо этого им сказали, что "двадцать процентов случаев не объяснены, главным образом потому, что свидетели давали слишком нечеткие описания". Это была дезинформация (вероятно, намеренная). Правда заключалась в том, что в этих грех процентах отчетов (пятнадцать процентов необъясненных случаев) имелись подробно описанные детали, которые мешали идентификации. Вместо того чтобы заявить, что летающие тарелки чаще всего видят вблизи аэропортов, как командор Бойд совершенно правильно сообщил ФБР, ЦРУ сказали - неправильно - что НЛО чаще всего появляются в районе Дейтона. Сотрудники программы "Голубая книга" не сообщили представителям ЦРУ, что когда истребители пытались приблизиться к НЛО, они неизменно исчезали из вида, не сказали, что вовсе не исключена внеземная версия. Вместо этого ЦРУ уверили, что ВВС официально занимают твердую позицию: все, что угодно, только не внеземная теория. Зачем им было нужно это делать? Из документов ФБР нам известно, что высшее военное начальство в Пентагоне не отвергало полностью гипотезу о том, что летающие тарелки могут быть внеземными пришельцами. Нам также известно, что в ATIC имелись высоконадежные свидетельства того, что летающие тарелки нельзя было объяснить пунктом II. 1. Мы знаем, что "ядро" необъясненных наблюдений имело четкие описания. Кстати, Мемориальный институт Баттелла пришел к противоположному выводу: необъясненные случаи имели подробные описания, которые мешали их идентификации как земных объектов. Более того, ученые института обнаружили на статистической основе, что чем лучше было описание, чем больше в нем было подробностей и чем надежнее свидетели, тем труднее было найти ему объяснение. (Примерно через год их исследование обнаружит, что примерно тридцать три процента лучших наблюдений, сделанных военными свидетелями, не объяснены). Несколько примеров таких случаев было представлено в предыдущих главах. Поэтому вопрос стоит так: почему ATIC дезинформировал ЦРУ? Потому что сотрудники программы "Голубая книга" в действительности полагали, что не существует доказательств внеземного происхождения НЛО, или потому, что они не хотели, чтобы ЦРУ копало слишком глубоко и вскрыло что-то, что ВВС старались держать в секрете? Хотя вышеупомянутый документ содержит некоторую неверную информацию, в нем есть сведения" которые нельзя найти в других документах. Он утверждает, что с географической точки зрения, летающие тарелки появляются у ядерных объектов, а это противоречит заявлению генерала Сэмфорда прессе, что характер действий НЛО не представляет угрозы. Содержащийся в документе комментарий о "публикациях, предназначенных для Советского Союза" (советской прессы) не упоминает никаких отчетов о летающих тарелках, а предназначен для того, чтобы указать на сложившееся неравенство, которое может работать в пользу Советского Союза в случае воздушного нападения. Важность этого неравенства разъясняется таким образом: публичные репортажи о летающих тарелках во время нападения на США могут стать "серьезной помехой" для наших вооруженных сил и сыграть на руку СССР. В ближайшие месяцы это приведет к трем основным причинам беспокойства для ЦРУ. Во-первых, большое количество наблюдений НЛО, будь они "настоящими" или нет, во время чрезвычайного положения по всей стране может отрицательно повлиять на американский народ в психологическом отношении. Во-вторых, наблюдения летающих тарелок могут служить "подсадными утками неизвестного происхождения", отвлекая энное количество истребителей ПВО от перехвата атакующих самолетов, которые первоначально покажутся на экранах радаров тоже как "объекты неизвестного происхождения". И в-третьих, большой наплыв отчетов может парализовать нормальную работу оборонных коммуникационных каналов. Следует обратить внимание на еще один аспект документа ЦРУ. А именно: что отдельные лица и группы, которые содействовали исследованиям НЛО, вызвали пристальное внимание. Ссылка на "общества НЛО", финансировавшиеся из неизвестных источников, показывает, что ЦРУ действительно подозревало, что они участвовали в подрывной деятельности и финансировались Советами. В ЦРУ явно не знали, что ФБР в 1947 году уже искало подрывную деятельность и не нашло. Однако в 50-х годах и ЦРУ, и ФБР следили за деятельностью некоторых отдельных энтузиастов и групп. (Да, Большой Брат видит все!). К началу сентября сотрудники ЦРУ собрали достаточно информации для неофициального доклада своему директору. Доктор Маршалл Чедуэлл, помощник директора по научной разведке, докладывал, что исследование было предпринято, чтобы установить "ведутся ли в настоящее время исследования, направленные на решение данной проблемы в аспекте национальной безопасности" и какие дальнейшие работы нужно проводить. Он сообщал, что единственная работа по этой проблеме ведется в Центре воздушно-технической разведки, который подчиняется разведке ВВС. Чедуэлл писал следующее: Управление научной разведки начало это расследование, полностью сознавая, что входит в область, заполненную своими приверженцами, где объективность попирается бесчисленными любителями сенсаций, где господствуют как экстравагантные объяснения, так и чрезмерно упрощенные. Группа Управления научной разведки консультировалась с Группой специальных исследований ВВС, обсуждала проблему с ответственными за программу ВВС на авиабазе Райт, просмотрела значительное число разведывательных донесений, проверила информацию советских газет и радиопередач и разговаривала с тремя консультантами Управления, выбранных благодаря их широким знаниям в данной технической области. Управление научной разведки обнаружило, что исследование ATIC, вероятно, достоверно, если дело касается отдельных объяснений. Однако программа не пытается решить более фундаментальных аспектов проблемы, то есть, определить природу различных явлений, вызывающих подобные наблюдения, или найти средства, с помощью которых эти причины и их визуальные или электронные последствия можно было бы немедленно идентифицировать. Наша секция консультантов заявила, что эти решения будут найдены на границе или даже за границами наших современных знаний в области атмосферных, ионосферных и внеземных явлений, и не исключила возможность, что распространение ядерных отходов также может играть свою роль. Секция консультантов рекомендовала организовать исследовательскую группу для анализа фундаментальной информации о наблюдениях НЛО, определения, какие фундаментальные науки должны быть привлечены, и для последующих рекомендаций по исследованию. Затем доктор Чедуэлл перешел к существу проблемы с точки зрения национальной безопасности. Во-первых, существовал психологический аспект. ЦРУ не нашло в советской прессе упоминаний о летающих тарелках, русских не "приучали" к их существованию. В США, наоборот, недавний продолжительный интерес прессы и "давление на ВВС" указывали, что достаточной части населения "привили умственное восприятие маловероятного. В этом заключается потенциальная возможность массовой истерии и паники". Другими словами, если некая группа лиц, нацеленных на уничтожение Соединенных Штатов, начнет публикацию отчетов об НЛО, граждане США могут запаниковать. Вторым аспектом национальной безопасности была воздушная уязвимость. Существовала вероятность, что наплыв наблюдений НЛО во время воздушного налета может отвлечь драгоценные реактивные истребители на преследование иллюзорных неопознанных объектов, в то время как они должны будут лететь на перехват неопознанных самолетов. Доктор Чедуэлл предложил предпринять немедленные шаги для выработки способов быстрой идентификации неопознанных неизвестных объектов или явлений. Он также предложил, чтобы разведывательные организации США определили уровень информированности Советов о данном феномене, чтобы американцы могли защититься от попыток русских использовать свои знания против США и одновременно воспользоваться знаниями об НЛО для своего преимущества. Это означало, что он предлагал использовать наблюдения летающих тарелок как часть психологической войны против СССР. Наконец, он рекомендовал Совету национальной безопасности приказать ЦРУ начать исследования по предложенной им схеме. Меморандум доктора Чедуэлла директору ЦРУ был явно встречен благосклонно, потому что в начале октября он написал еще один меморандум, в котором пришел к выводу, что "летающие тарелки представляют собой два элемента опасности, которые влияют на национальную безопасность США. Первый предполагает массовые психологические последствия, а второй затрагивает уязвимость Соединенных Штатов при воздушном нападении". Чедуэлл рекомендовал: а. Директор ЦРУ сообщит Совету национальной безопасности о последствиях проблемы летающих тарелок и запросит начала исследований. б. Директор ЦРУ обсудит вопрос с Советом психологической стратегии. в. ЦРУ совместно с Советом психологической стратегии и другими заинтересованными управлениями и организациями разработает и рекомендует к принятию Советом национальной безопасности политику общественной информации, которая должна минимизировать беспокойство и панику, которая может разразиться в результате многочисленных наблюдений неопознанных объектов. Для представления в Консультативный комитет по разведке и министру обороны Роберту Ловетту (вспомним, что во время тревоги 6 августа 1950 года он был заместителем министра обороны) был написан рабочий вариант предложения. 2 декабря доктор Чедуэлл направил свой меморандум директору ЦРУ, который показывает уровень обеспокоенности, гораздо больший, чем ВВС пытались внушить несколькими месяцами ранее. Последние донесения, полученные ЦРУ, показали, что необходимы дальнейшие действия, поэтому 25 ноября состоялось еще одно инструктивное совещание с информированными представителями А-2 (разведка ВВС) и ATIC. На этот раз отчеты убедили нас, что происходит нечто, что требует немедленного реагирования. Подробности некоторых случаев обсуждались содиректором управления научной разведки и заместителем директора ЦРУ. Наблюдения неопознанных объектов на больших высотах и с высокой скоростью поблизости от оборонных объектов США нельзя объяснить природными явлениями или известными типами летательных аппаратов. Обратите внимание, что встреча 25 ноября состоялась примерно через месяц после того, как ФБР сообщили о "чрезвычайно надежном и необъяснимом наблюдении" фотографа ВМФ Делберта Ньюхауса в Тремонтоне, штат Юта (см. предыдущую главу). Обратите также внимание, что доктор Чедуэлл не сказал, что наблюдения можно отнести к природным явлениям или предметам, сделанным человеком. Он сказал, что их нельзя к ним отнести. Может быть, он поверил? Далее он говорит, что Управление научной разведки собирается организовать "влиятельную консультативную группу с высоким уровнем компетентности, чтобы провести обзор этого вопроса и убедить соответствующие власти в необходимости проведения исследований по этой проблеме". Обратите внимание, что он ожидал, что "консультативная группа" будет в состоянии убедить "соответствующие власти" предпринять немедленное расследование проблемы. Это оставляет впечатление, что Чедуэлл был вполне уверен, что группа придет к тому же заключению, что и он: НЛО были реальными объектами, летающими вблизи оборонных и других объектов США. Предложение Чедуэлла было принято, и 4 декабря о проблеме информировали Консультативный комитет по разведке. На совещании комитета присутствовали представители ВВС, армии, ВМФ, Государственного департамента и шесть сотрудников ЦРУ, включая доктора Чедуэлла. Разведку ВВС представлял генерал Сэмфорд. Также присутствовал Мефферт Курц, исполняющий обязанности помощника директора ФБР. Протокол совещания ЦРУ показывает только, что комитет одобрил создание группы для обзора имеющихся свидетельств и научных гипотез. Генерал Сэмфорд предложил содействие AFI. Вся дальнейшая работа будет зависеть от результатов научных исследований. Отчет Курца ФБР, написанный 5 декабря, дает немного больше информации об этом совещании. В кем говорится, что гипотеза летающих тарелок была предложена немецким атомщиком (его имя было вычеркнуто цензурой при рассекречивании документа). Он также сказал, что недавние наблюдения НЛО в Африке "доказывают, что летающие тарелки не. являются метеорологическим явлением, что до последнего времени поддерживалось ВВС". Курц писал, что подробности африканского наблюдения нс сообщались, но он попытается их достать через ВВС. Согласно этому отчету, Консультативный комитет по разведке одобрил создание группы ученых для изучения наблюдений и попытки идентифицировать НЛО. Работа будет проходить под управлением ЦРУ. Комитет не будет вовлечен в ее деятельность, если только ученые не определят, что летающие тарелки представляют собой "пилотируемые устройства противника". (Значит, если НЛО представляли собой пилотируемые устройства пришельцев и если они не были нашими противниками, тогда комитет не стал бы вовлекаться в деятельность научной группы). 23 декабря Курц доложил, что у ЦРУ имеется информация о взрыве в Африке, который был зарегистрирован сейсмографами. Существовали отчеты "неизвестной степени надежности", связывавшие взрыв с летающими тарелками. В течение декабря доктор Чедуэлл написал несколько меморандумов, которые показывают, что на него произвели впечатления фильм Ньюхауса и происшествие с вожатым во Флориде (оба случая описаны в предыдущей главе). Он также встретился с несколькими учеными, чтобы информировать и получить их мнение. Большинство ученых согласились, что проблему необходимо изучать, но, судя по меморандумам Чедуэлла, они не выразили энтузиазма, когда им предложили анализировать наблюдения НЛО. Также в течение декабря и января ЦРУ и ATIC (под руководством капитана Раппелта) подготовились для большого совещания, на котором должна была решиться судьба исследования ЦРУ. Оно попросило доктора Робертсона, известного ученого, бывшего профессора Принстона и Калифорнийского технологического института, консультанта ЦРУ, собрать группу "лучших ученых и инженеров в области астрофизики, ядерной энергетики, электроники и т. д. для обзора ситуации". AFI и ATIС предложили полную поддержку, а капитан Раппелт и сотрудники программы "Голубая книга" подготовили для ученых обзор. К сожалению, исследования института Баттелла были далеки от завершения (они закончатся примерно через год), поэтому полного статистического анализа не было. Совещание состоялось в среду, 14 января. Присутствовали: доктор Робертсон, доктор Самуэль Гудсмит (сделавший в соавторстве открытие спина электрона), доктор Луис Альварес (профессор физики, в будущем Нобелевский лауреат) и доктор Торнтон Пейдж (профессор астрономии). Через два дня, как раз к закрытию, прибыл доктор Ллойд Беркнер (физик, инженер по радарам). Представители ATIC несколько недель старательно готовились к совещанию, но поскольку время было ограничено, они смогли в подробностях представить только около двадцати пяти наблюдений НЛО, которые считали наиболее показательными. Два из них были фильм Ньюхауса и вашингтонские наблюдения, о которых говорилось выше. Группа ученых после нескольких часов изучения пришла к заключению, что "для большинства случаев можно подобрать разумные объяснения, а с помощью дедукции и научных методов можно сделать вывод (при наличии дополнительной информации), что подобным образом можно объяснить и другие случаи". Одним из особо вопиющих примеров их работы было то, что, по их мнению, в фильме Ньюхауса были сняты "птицы", которых ATIC отверг в качестве объяснения. Утверждение фотоаналитиков, что изображения были слишком яркими и что солнце не может так отражаться от птиц, проигнорировали. А визуальное наблюдение Ньюхаусом объектов, похожих на сковородки, до того, как он начал снимать их на пленку, вообще не упоминалось! Эти ученые-специалисты за несколько дней обсуждения явно не поняли полной картины пятилетнего феномена, который вызвал к жизни тысячи отчетов. Поэтому их заключения основывались на отсутствии информации и отсутствии понимания в сочетании с естественной склонностью отметать все необычное, не входящее в рамки их научного "видения мира". Еще один пример ошибочных выводов продемонстрировал доктор Торнтон Пейдж. Он аргументировал свою точку зрения тем, что летающие тарелки не могли быть внеземными космическими кораблями, потому что появлялись только в одной стране. Ему явно не сказали, что их видели по всему миру. Однако ученые пришли к выводу, что, даже если летающие тарелки не были "реальными", они представляли опасность по приведенным выше причинам. Противник мог воспользоваться существующими волнениями по поводу летающих тарелок или создать его с помощью аэростатов или других средств, чтобы каналы связи были заняты сообщениями о наблюдениях, одновременно используя эти объекты как отвлекающее средство от атакующих самолетов. Для уменьшения опасности ученые рекомендовали лишить НЛО их статуса таинственности и начать программу обучения и разоблачения, чтобы население смогло идентифицировать обычные воздушные объекты и явления. Когда проблема НЛО будет в достаточной степени развенчана, общественность поверит, что все наблюдения объяснены, и будет менее заинтересована в предоставлении отчетов. Хотя эти рекомендации по разоблачению широко не распространились, они, тем не менее, имели эффект. В последующие двенадцать месяцев, после отставки капитана Раппелта, программа "Голубая книга" из активной аналитической организации превратилась в свое жалкое подобие. Расследования проводила другая организация (4602-я разведывательная эскадрилья). Ее деятельность свелась к делению отчетов на две категории: те, которые они могли объяснить, и те, которые не могли. Затем отчеты подшивались без дальнейшего изучения необъясненных случаев. Другой задачей программы являлся общественный интерес, окружавший наблюдения НЛО. Если пресса задавала вопрос ВВС о наблюдениях, программа "Голубая книга" предоставляла ответ. В течение следующего года ВВС выпустили две новых директивы, которые практически окружили наблюдения НЛО завесой секретности. Эти документы ограничили разглашение информации об НЛО только объясненными случаями и грозили штрафом и тюремным заключением тем военнослужащим, которые намеренно разглашали информацию о летающих тарелках без предварительного разрешения. За месяцы и годы, последовавшие за решением группы Робертсона, количество отчетов колебалось примерно от пятисот до тысячи в год. Программа "Голубая книга" утверждала, что можно объяснить все, кроме примерно трех процентов, и не озаботясь хоть сколько-нибудь убедительными доказательствами, заверяла, что можно найти объяснения даже этим трем процентам, если бы было больше информации. Мало того, что для этого утверждения не было достаточных оснований, институт Баттелла спустя несколько месяцев после решения группы Робертсона обнаружил свидетельства, противоречащие этому решению. Они обнаружили, что труднее всего было объяснить самые качественные отчеты с наибольшим количеством подробностей. Самые очевидные примеры качественных отчетов приходили от людей, находившихся на военной службе в 1947-1952 годах: около тридцати трех процентов таких отчетов не поддавались объяснению! А что случилось в ЦРУ? Как теперь можно судить по рассекреченным документам ЦРУ, в основном, игнорировало отчеты об НЛО. Там собирали отчеты со всего мира, иногда давали обзор ситуации, но никогда не пытались снова официально проявить тот интерес, который ЦРУ продемонстрировало летом 1952 года, прежде чем ATIC занял позицию "ничего не вижу" (Примечание. Некоторые сотрудники ЦРУ заинтересовались наблюдениями НЛО в августе 1955 года, но не потому, что они думали, что НЛО представляют собой внеземные космические корабли пли другие необычные явления. Согласно историку ЦРУ Джеральду Xeйнсу, пишущему в журнале "Исследования разведки" (весна, 1997), они заинтересовались, потому что верили, что их проект служил причиной наблюдений НЛО! Этим проектом был высотный самолет-шпион У-2. Он предназначался для полетов на высоте 18-22 км, где практически был невидим для наземных наблюдателей в дневное время. Тем не менее, эти сотрудники полагали, что наблюдатели видели этот самолет рано утром перед восходом солнца и вечером после захода, когда прямое освещение вызывало яркое отражение, вероятно, красноватое, благодаря красным отсветам солнца. Они считали, что свидетель, заметив освещенную точку и думал, что ничто нe может летать так высоко, составлял отчет о наблюдении летающей тарелки. Поэтому сотрудники проекта считали, что увеличение числа отчетов началось с полетами У-2. Более того, как пишет доктор Хейнс, они верили, что полеты У-2 в конце 50-х и в 60-х годах послужили причиной 50%-ного роста отчетов по НЛО. Однако изучение статистических данных программой "Голубая книга", а особенно изучение наблюдении па рассвете и закате, не показывает результатов полетов У-2, начавшихся в августе 1955 года. Статистические данные не подтверждают утверждение, что большая часть наблюдений вызвана У-2).

top