Часть 1. Хроника неведомог

В конечном счете и магия, и религия, и наука - это всего лишь способ теоретического мышления; но как наука вытеснила своих предшественниц, так и сама она в будущем может быть заменена некоторой, более совершенной системой представлений, основанной, возможно, на принципиально ином подходе к рассмотрению явлений, точнее, их теней на экране ума, о котором наше поколение не имеет ни малейшего представления. Джеймс Фрэзер, "Золотая ветвь" Сегодня, слушая радио и смотря телевизор, уже невозможно избежать воздействия рассказов очевидцев о встречах со странными летающими объектами и их предполагаемыми пилотами. Несмотря на кажущуюся смехотворность многих подобных заявлений, немалая часть которых к тому же легко объясняется в рамках психопатологии, большая часть этих историй озарена неподдельной искренностью. До тех пор пока никто не взял на себя смелость утверждать, будто многообразие окружающего нас мира исчерпывается уже известными науке явлениями, трудно отрицать, что очевидцы в принципе могли быть подвергнуты глубокому, необыкновенному и вселяющему порой ужас воздействию, в основе которого лежит еще не познанная нами форма разума. Велик соблазн сразу ухватиться за первое, что приходит в голову. Встречи с чем-то необъяснимым всегда вызывают невыносимо тягостное чувство, особенно когда они предвещают опасность и ставят под вопрос все с таким трудом накопленные знания о природе мироздания. Мы отчаянно пытаемся ухватиться за соломинку. Например, воображаем себе, что нас, может быть, посещают существа с других планет, и, видимо, скоро правительство признается, будто наши ученые знают о "них" все и могут объяснить все их намерения, и что все будет хорошо. Те из нас, кто изучает этот феномен уже в течение длительного времени (что касается меня, то это началось в 50-х годах, в период интенсивных наблюдений НЛО в Европе), научились противостоять соблазну цепляться за такие поспешные выводы. Если в науке когда-нибудь и существовала ситуация, требовавшая тщательного отбора и скрупулезного анализа имеющихся в наличии данных, а также обсуждения и проверки каждой гипотезы, то это как раз та ситуация, которая сложилась вокруг феномена НЛО. Я рассматриваю существование богатого свидетельского опыта как благоприятную возможность для проведения настоящего научного исследования и, что даже еще важнее, для объединения усилий различных наук с целью изучения тех тайн природы, которые пока остаются для нас за семью печатями. В то же время я не разделяю мнения исследователей, заявляющих, будто НЛО - это пришельцы с других планет; такой вывод не только преждевременен, он противоречит многочисленным основополагающим фактам, которые можно осмыслить, только рассматривая всю проблему с исторической точки зрения. Первая часть этой книги представляет собой как раз такую ретроспективу. Она адресована тем читателям, которые слышали лишь о недавних случаях наблюдения НЛО и не подозревают, что феномен пришел к нам из тьмы веков - не только в виде небесных знамений, но и в красочных рассказах о контактах с неведомыми существами и даже о случаях похищения людей. Мы только начинаем устанавливать связь между современными наблюдениями НЛО и различными представлениями, породившими наш фольклор, наши религии и наши философские системы. Нам потребуется еще много лет для воссоздания звеньев цепи (личный опыт - народные предания - умозрительные построения), соединяющих библейское видение Иезекииля с впечатляющими и часто повергающими в ужас сообщениями наших современников. Но время заняться этим уже настало.

top