Металогика

Что мы знаем о сущности контакта, происходящего, как полагают, между людьми и обитателями НЛО? На первый взгляд, как я уже отмечал, такой контакт представляется просто абсурдным. Однако слово "абсурд" может быть неправильно истолковано; я предпочитаю ему термин "металогика". Когда свидетель встречает обитателя НЛО и на вопрос: "Который час?" - отвечает ему: "Половина третьего", а тот грубо: "Ты врешь, сейчас четыре часа" (это действительно имело место во Франции в 1954 году), то этот диалог нельзя охарактеризовать, как просто абсурдный. В нем помимо кажущегося противоречия присутствует еще и некое символическое значение. А если смысл разговора, скажем, такой: "Время - это вовсе не то, что вы думаете" или "Любое измерение времени может быть только относительным"? Примерно так в 1961 году Барни Хилл пытался объяснить изучавшим его гуманоидам, насколько важным понятием у нас на Земле является время. Но гуманоиды, кажется, так его и не поняли. Суть этих эпизодов, возможно, состоит в акцентировании следующего факта: сознание возвышается даже над временем. Подобные ситуации часто содержат в себе глубокие поэтические и одновременно парадоксальные особенности религиозных восточных изречений ("Каким будет звук, если аплодирует одна рука?") и мистических выражений Каббалы, таких, например, как "черное пламя". Если вы пытаетесь передать некую истину, находящуюся за пределами семантического уровня, достигнутого языком вашей аудитории, то вам придется сконструировать очевидные для обыденного восприятия противоречия. В уже упоминавшемся выше французском случае контакта один из вопросов касался пространства и снова был абсурдным ("Я в Италии или в Германии?" - спросил пилот НЛО). Какой ученый серьезно отнесется к подобной истории? Какое влиятельное должностное лицо будет рисковать своей репутацией, проявляя интерес к такому происшествию? Даже священник будет держаться от него подальше - бесовские штучки! И в самом деле, некоторые свидетели думают, что видели именно демонов, так как эти существа своей непредсказуемостью и проказливостью ассоциируются с народными представлениями о дьяволе. Любая неведомая сила, которая захотела бы обойти интеллигенцию и церковь, остаться незамеченной для военных систем слежения, не нарушить покоя общества на уровне политиков и чиновников и одновременно вселить в это общество глубокие сомнения относительно его основополагающих философских принципов, действовала бы именно так. И в то же время она, конечно же, должна была бы предоставить объяснение самой себя, чтобы ускользнуть от настоящего раскрытия. Иными словами, она была бы вынуждена построить непосредственно за пределами структуры верований подопытного общества некий образ, в задачу которого входило бы одновременно и тревожить и ободрять, используя с одной стороны легковерие ревнителей, а с другой - ограниченность развенчателей. Этим-то как раз и занимается феномен НЛО. Металогика является формой логичности, основанной на утверждениях вроде: "У единорога рог растет посередине лба?" - "Да". - "А единороги существуют?" - "Нет". Энтузиасты летающих тарелок полагают, будто НЛО - это просто-напросто космические корабли, пилотируемые пришельцами с других планет. Такое представление весьма наивно. Оно слишком примитивно для объяснения всего разнообразия поведения обитателей НЛО и их взаимодействия с людьми. Но, может быть, это представление как раз и играет отвлекающую роль, маскируя истинную, несравненно более сложную природу технологии, лежащей в основе наблюдений? Начиная с 1947 года в Соединенных Штатах ежегодно наблюдаются случаи, подобные посадке в Паскагуле (когда два рыболова заявили, будто их похитили "люди-клещи"). Каталог строго задокументированных случаев близких контактов содержит подробности более двух тысяч таких происшествий, собранных по всему миру, и свидетельствует о внушительном воздействии на наше коллективное бессознательное. Какое же влияние все это оказывает на развитие науки? Очень небольшое: несколько отважных астрономов приступили к пересмотру оценки вероятности существования внеземных цивилизаций; большие надежды возлагаются на возможность обнаружения искусственных радиосигналов из других планетных систем; и наконец, некоторые физики начали вслух выражать сомнения по поводу выводов профессора Кондона. На таком фоне мои размышления, боюсь, могут вступить в противоречие как с представлениями "верующих", так и с предубеждениями "скептиков". Вот пять новых, кратко сформулированных предположений, основанных на уже изложенном материале: 1. То, что мы называем неопознанными летающими объектами, на самом деле и не "объекты" и не "летающие". Согласно некоторым заслуживающим доверия фотографиям, они могут дематериализовываться и нарушать известные нам законы движения. 2. НЛО наблюдались на протяжении всей истории и последовательно получали (или предоставляли) объяснение в рамках соответствующих культур. В древности их обитатели воспринимались как боги, в средние века - как волшебники, в XIX веке - как гениальные изобретатели, а в наше время - как межпланетные путешественники. (Сказанное в 1897 году пилотами воздушного корабля включало и такие заявления, как "Мы прибыли из Канзаса" и даже "Мы ниоткуда... но послезавтра будем в Греции"). 3. Сообщения об НЛО не обязательно вызваны посещением Земли космическими путешественниками. Феномен может быть проявлением гораздо более сложной технологии. Если структура пространства и времени не так проста, какой ее до сих пор представляли физики, то вопрос "откуда они?", возможно, просто бессмыслен; они могут приходить из другого времени. Если же сознание способно существовать вне тела, то диапазон гипотез становится еще шире. 4. Ключ к пониманию фенбмена лежит в психических воздействиях, оказываемых им на наблюдателей (или же в раскрепощаемой им во время контакта человеческой психике). Жизнь свидетелей часто претерпевает глубокие изменения, у них развиваются необычные таланты, с которыми иногда бывает даже трудно совладать. Число свидетелей, которые преодолели себя и опубликовали сообщения о своих приключениях, совсем невелико; подавляющее большинство очевидцев предпочитают хранить молчание. 5. Контакт между людьми и феноменом НЛО всегда происходит в условиях, контролируемых последним. Его характерной чертой является элемент абсурдности, приводящий к неприятию рассказа высшими слоями подопытного общества и проникновению на глубокий бессознательный уровень символов, передаваемых во время близких контактов. Механизм резонанса между символикой НЛО и архетипами человеческого бессознательного был блестяще вскрыт Карлом Юнгом в книге "Современный миф", в которой часто встречаются ссылки на древнюю как мир значимость небесных знамений. Я не рассматриваю феномен НЛО как непостижимую и неконтролируемую игру неких существ, значительно опередивших нас в своем развитии. Я также не думаю, что встреча с НЛО может что-нибудь добавить человеку, чем он еще не располагает. Все выглядит так, будто феномен является продуктом некоей технологии, подчиняющейся строгим правилам и схемам, хотя и совершенно фантастическим с точки зрения человека. До сих пор феномен не несет в себе прямой угрозы и представляется безразличным для очевидцев, поэтому складывается впечатление, что речь, возможно, идет о каком-то необъяснимом природном явлении ("Он не может быть разумным, так как не атакует нас", - утверждают некоторые). Но его влияние на творчество и бессознательные влечения людей, рассчитанное на длительный период, может быть грандиозно. И тот факт, что мы не располагаем никаким подходом к изучению этого воздействия, лишний раз доказывает, сколь мало мы еще знаем о нашем собственном психическом мире.

top