Макрокосм и Микрокосм

Древо жизни в Макрокосме соотносится с 10 планетами: Земля, Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Плутон в современной астрономии не считается самостоятельной планетой, после того как произошло открытие пояса Койпера, содержащего множество таких же объектов со сходными орбитами. В транскрипции Каббалы Плутон олицетворяет силы Клипот - демонические скорлупы. Невидимый сфирот Даат связан с другим поясом астероидов - Кентаврами, расположенным между орбитами Сатурна и Урана. Более сложная картина представляется взору, изучающим Микрокосм человека. За сотни лет накопилось много различных изображений и описаний того, как тело человека должно соотноситься с частями Древа Жизни. Кое-кто ведет весьма жаркие споры, утверждая что один метод "истинный", а остальные "ложные". Такая строгость в подходах вряд ли уместна. Все хорошо обдуманные ассоциации Древа Жизни полезны и заслуживают изучения. Сердце, например, является центром рациональных мыслей в некоторых традициях; но оно является центром физической силы и жизнеспособности, согласно воззрениям западной медицины. Ранние критерии ассоциируют сердце с Бина (3), в то время как более поздние - с Тиферет (6), Гебура (5) или даже Малкут (10). Традиционное воззрение о сердце как о источнике любви может связать его с Хесед (4), Тиферет (6) и Нетцах (7). Как источник физической энергии тела сердце может ассоциироваться с Йесод. Как центр физической сущности сердце есть Малкут. Как объединяющий орган сердце принадлежит Кетер. Далее, можно провести параллели между некоторыми аспектами действия сердца со всеми 22 путями. Аналогичным образом множество ассоциаций может быть найдено и для остальных частей человеческого тела. Древо Жизни оказывается наиболее ценным как архетипическая модель, из-за того "неустойчивого равновесия", которое является сочетанием его изменений. Существует три основных критерия соотношения Сфирот с Микрокосмом: 1) Геометрические критерии, как наиболее важные. Человеческая фигура помещается на Древо Жизни и жизненно-важные органы оказываются недалеко от соответствующих Сфирот. 2) Письменная традиция "Сефер Ха-Зогар" предоставляет второй набор критериев. Большей частью "Зогар" соответствует ассоциациям, приведенным здесь, но большая часть того, что приписывалось левой стороне человеческого тела в "Зогар", здесь используется для правой. Результатом этой перестановки оказывается то, что человеческая фигура стоит на диаграмме лицом, вместо того, чтобы быть повернутой спиной. Помимо эстетической стороны этого, фигура смотрящая лицом чуть лучше удовлетворяет медицинским критериям. Тем, кто придерживается другого мнения по этому поводу, для выполнения медитации, приведенной здесь, надо все слова "право" заменить на "лево". 3) Медицинские критерии рассматриваются в третью очередь. Ноги поддерживают тело в Малкут. Половые органы производят детей; и, согласно железистой химии, влияют на сны - Йесод. Бедра соединяют ноги со следующими - Ход и Нетцах. Сердце находится более или менее в центре тела - Тиферет. Плечи соединяют руки с остальным - Гебура и Хесед. Правая рука обычно сильнее, чем левая - Гебура справа. Сердце обычно (но не всегда!) слева от центра, так что Хесед (милосердие) слева. Горло и рот придают форму речи - Даат есть знание, а речь есть первичная форма коммуникации знаний (письменность есть видимая речь). Разум - это местонахождение рационального и эмоционального в теле - Бина и Хокма. Речевой центр обычно находится в левой части мозга - и здесь возникает недостаток в соответствиях. Ментальная активность Бина (ассоциируемой здесь с правой частью) должна включать в себя контроль речи.

top