Послесловие. "Тень, знай свое место!", или Главная тайна оккультной войны

Пришла пора подводить итоги. Мы проследили эволюцию эзотерической традиции от времен неандертальцев до современной России. Сегодня связь между калечным шаманом исчезнувшей расы и капитаном первого ранга из Института косморитмологии не кажется очевидной, но она есть. И состоит прежде всего в том, что это явления одного порядка. Вспомните, о чем я рассказывал в самом начале. Человечество нуждается в трикстере (медиаторе) как посреднике, осуществляющем связь между двумя мирами - миром поселка и миром дикого леса, миром живых и миром мертвых, миром людей и миром богов, миром порядка и миром хаоса. В первобытных культурах, где отношения просты, а вся эзотерика сводится к нескольким табу, и сам культ медиатора выглядит довольно примитивно. Более развитая цивилизация порождает более сложные структуры: от алхимических трактатов до многотомных "Тайных доктрин", от одиночек-розенкрейцеров до институтов "Аненербе" - однако суть практически не меняется. В качестве примера того, какие метаморфозы по мере развития цивилизации претерпевают классические атрибуты, связанные с традицией и практикой доисторических шаманов, мы рассмотрим здесь историю возникновения "третьего глаза" - важнейшего символа оккультистов. Глаза - основной источник информации для человека. Это понимали и древние. Однако посредник между мирами должен был видеть не только этот мир, но и другой - находящийся за гранью зрительного восприятия. С этой целью в первобытной общине его целенаправленно делали "кривым" - только так он мог стать настоящим шаманом (вспомним одноглазаго праотца всех шаманов - бога Одина). Это представление нашло отголосок в античности, когда слепцы пользовались огромным почетом в качестве мудрецов и сказителей, - для эллинов Гомер был посредником между миром людей и миром идей. Кстати, именно в это время Софокл создает великую трагедию "Царь Эдип", ставшую фундаментальным произведением для всей европейской культуры. В этой трагедии (если кто не помнит) царь Эдип ослепляет себя во искупление совершенных по незнанию преступлений, но и прозревает при этом, становясь чем-то большим, чем просто человек. В более поздних культурах, когда люди уже научились заменять физическое состояние его изображением или описанием, появилось понятие "третьего глаза", символизирующего внутреннее зрение или даже дух просвещенного человека. Дальнейшая эзотерическая эволюция человеческих глаз (но не божественных) на этом практически заканчивается, однако символ продолжает жить уже как элемент искусства. В новом времени "третий глаз" превращается в чувственное видение: поэты и прозаики свободно используют метафору "сердцем видит" или выражение "зорко лишь сердце". Разумеется, Антуан де Сент-Экзюпери, придумавший это выражение, ни на секунду не верил, что сердце обладает хоть какой-то функцией зрения, и не ждал, что читатель в это поверит, однако таким способом он пытался выразить через систему символов свою уверенность в том, что подлинную суть вещей можно понять только через усилие духа, а не механическое действие... Используя настоящую книгу, вы с тем же успехом и без особого труда можете проследить метаморфозы любого другого из атрибутов первобытного шаманизма до высот символического искусства. Однако это - не главное. В конце XX и в начале XXI века мы наблюдаем настоящий разгул "потусторонних" сил. Эзотерики и оккультисты всех мастей, почувствовав безнаказанность и даже скрытое поощрение своей деятельности со стороны властей, вновь вышли из подполья, претендуя на довольно обширное место под солнцем. Частных лавочек, в которых вас вылечат от сглаза и порчи, почистят карму и ауру, предскажут ваше будущее по звездам или нанесут астральный удар по вашим врагам, развелось видимо-невидимо, и говорят, что их держатели зарабатывают неплохие деньги. Впрочем, сами по себе эти лавочки не представляют опасности. Реальная опасность исходит от самых деятельных оккультистов - тех, кого уже не удовлетворяют большие деньги, но кто рвется во власть, искренне надеясь преобразовать свою страну и мир в эзотерическом духе. Они организуют "консультационные" советы и комитеты, навязывают свои услуги военным и политикам, создают "институты" и "академии", погружая научные круги в смуту. Именно здесь таится опасность! Ведь уроки истории (даже самые страшные), как известно, ничему и никого не учат, а у нас пока нет механизмов и средств, способных противодействовать энергичным атакам практикующих оккультистов, которые чем дальше, тем больше рядятся в одежды "научных работников". В то время как развитые страны семимильными шагами входят в постиндустриальную эпоху, когда так называемая академическая наука начинает приносить практические плоды в виде новых и совершенно фантастических технологий, Россию и другие страны "третьего мира" (как и в начале XX века) пытаются спихнуть в бездонную пропасть оккультного мракобесия, в виртуальный мир эзотерических теорий, отрицающих разум и прогресс. Поверьте, я не имею ничего против оккультных теорий до тех пор, пока они остаются предметом для изучения со стороны этнографов, философов или историков науки. Но когда видишь, как эзотерические доктрины навязываются в качестве чуть ли не государственной идеологии, хочется воскликнуть по классике: "Тень, знай свое место!" Давным-давно оккультные науки были необходимой и неотъемлемой составляющей человеческой культуры, но с появлением естествознания их время прошло. То, что хорошо как литературный прием, не может быть использовано как истина. А именно на обладание истиной "в последней инстанции" современные оккультисты и претендуют. И еще одно. В условиях, когда в России нет внятной государственной политики (не говоря уже о пресловутой "национальной идее"), у властей предержащих может возникнуть соблазн использовать эзотерику как инструмент для подчинения масс. И сделать это тем проще, чем больше мы верим в реальность мифических миров, созданных богатым воображением современных оккультистов. В этом и состоит главная тайна оккультной войны - ВОЙНЫ ЗА ДУШИ ЛЮДЕЙ.

top